Ахматова. Два стиха и комментарии
Поэтический транс, в ритме которого рождается музыка зарифмованных смыслов, ценен тем, что вскрывает у поэта (часто не понимающего до конца: что он сказал!) те пласты внутренней глубинной мотивации своих героев, которые он или она пережили сами, и которые приносятся читателю в виде тонких эмоциональных метафор, уловимых "между строк"..
Особенно, если это говорит женщина. И говорит о наиважнейшем и фундаментальнейшем для себя: об отношениях.
Я сознательно помещаю стихи в данной последовательности.
Ибо жизненный результат второго стиха, естественно выходит из первого. И это может не иметь прямого отношения к судьбе поэтессы (скорее всего имеет))
****
Анна Ахматова
Сердце к сердцу
Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь — уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.
Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать.
Не целуй меня, усталую, —
Смерть придёт поцеловать.
Дни томлений острых прожиты
Вместе с белою зимой.
Отчего же, отчего же ты
Лучше, чем избранник мой?
1911 г.
_______смею предположить, что "избранник мой" и не догадывается о сих томлениях)
*****
Анна Ахматова
Сжала руки под темной вуалью…
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
1911 г.
-------------------
А теперь комментарии психологов)
_
Анализ предлагаемого стихотворения видится мне следующим образом: когда женщина эмоционально нестабильна и не имеет возможности контейнировать свои чувства в психотерапии она ищет созависимые отношения и сливает все непереносимые эмоции на партнёра. Чаще она видит в партнёра фигуру безоценочного и всепрощающего родителя, а сама продолжает находится в инфантильной позиции, сливал все чувства на мужчину и требуя реакции от него взрослого. Страх потери такого эмоционального контейнера и одновременное сексуальное желание приводит к повторяющимся ситуациям эмоциональных качелей.
К психологу на терапию!!!
Согласен!) Не мешало бы но вряд ли...
___
Предлагаю анализ текста с опорой только на речевые факты с позиции просматриваемых психологических нюансов.
1 Позиция эмоционального абьюзера (преследователя, насильника, палача) выражена ясно:
«… я терпкой печалью
Напоила его допьяна».
Она его не спрашивала, хотел ли он быть напоенным до пьяна, с одной стороны.
И это лишь в ее представлении (восприятии, воображении) он выпил предложенное, с другой. 2 Хамелеонистый характер абьюзера далее проявится жертвой. И жертва выходит на авансцену:
а) через описание телесных ощущений:
«Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
«Задыхаясь …».
б) Через манипуляцию взывания к жалости и требования любви:
«… я умру». Требовать внимания и любви характерно для жертвы.
в) Через вменение ему вины жуткой улыбки:
«Улыбнулся … жутко». Виноватить другого – также особенность поведения виктима. 3 Лаконично представлена тема канализации эмоционального напряжения и поиск защиты от себя самой: «Напоила его допьяна». Состояние этиловой эйфории от эмоционального выплеска, скорее всего, и даже наверняка было у самой героини, а не у него.4 Он не вошел в ее игру, он не присоединился к ее эмоциям, он выбрал не участвовать и не подыгрывать моделям взаимодействия, которые автоматически управляют ею, и в которых она пока не разбиралась.
5 Он не подпитал ее своей ответной реакцией, она не насытила себя ни его гневом, ни раздражением, ни иной «негативной эмоцией», поэтому она бледна и руки сжаты. 6 Внутреннее состояние героини:
ей мучительно, ей печально, ей жутко.
Да, она умеет любить вот так.
Хочет ли она понять причины своего состояния и выбрать иные эмоциональные проживания? Полагаю, что нет. Пока ей необходимо именно это.
Именно осознание того, что мои эмоции меня больше не устраивают, мне в них тошно до желания не быть, именно это может стать началом осмысления происходящего. Но пока проблемы в страданиях человек не видит, то и имеет полнейшее право проживать и познавать глубины преломленной (надломленной) любви через страх, ненависть, вину, стыд.
Жёстко и ценно.
____
О, бледна, от того, что печали
Чаша боли была не полна,
Слишком быстро ты вышел из доли
Слишком правильно понял
тогда
Слишком просто
стоял
улыбался
И спокойно смотрел мне в глаза
ты со смертью своей попрощался
Слишком рано, оставив меня...
.........
Чаша жизни осталася полной
Может быть..
Или полу пустой?
Иль на донышке кубка осталось, пара капель
Влаги Живой
"Как смел ты оставить себе
что моё?!"
Оставишь-умру...
Не умрёшь
это ложь, хоть ты веришь в неё
этот ветер развеял
сию суету...
Обычно мужчина пропускает эти сверхтонкие квантовые вибрации эмоционального плана, и именно на этом поле переигрывается женщиной. И это может продолжаться очень долго. Почти вечно) Если однажды эта игра не уходит в зашкаливание зоны "опасность для выживания" мужского инстинкта самосохранения. Не для всякого, увы.
Друзья, добавляйте свои поэтические и в прозе комментарии)