Гениальность как Супер-Сила. Управление своим сознанием
Попытки понять природу гениальности предпринимались неоднократно, порождая такие направления, как "гениусология" и отдельные ветви психологии. Однако большая часть этих исследований остается лишь красивым и описательным жестом в сторону феномена, не предлагает инструментов для его осмысленного воспроизведения, либо эти инструменты слабы. А доказать это легко.
Мы предлагаем принципиально иной подход: рассмотреть гениальность как специфическое измененное состояние сознания (ИСС), поддающееся изучению и тренировке. Такой ракурс становится предметом науки Гипнагогики - дисциплины об управлении состояниями сознания.
Есть веская причина для этого: ядро гениального акта - способность к контролируемой диссоциации, временному "расщеплению" и гибкой перенастройке мышления. Это не патология, а высшая форма психической саморегуляции, доступная для освоения. Именно Гипнагогика, изучая механизмы и условия для такого рода глубокого ИСС, позволяет перевести гениальность из разряда мистических феноменов в область практикуемых навыков. Мы говорим о гении не как о загадке, а как о результате управляемой работы с сознанием.
Американский психолог Чарльз Тарт известен своими исследованиями сознания. Он предложил интересную идею, которая переворачивает привычные представления о творчестве и уме. Доктор Тарт рассматривал гениальность не как просто высокий интеллект, а как особое искусство - искусство управляемого изменения состояния сознания.
Обычно в психологии термин "диссоциация" связан с травмой и расстройствами, когда психика человека как бы "расщепляется", чтобы защититься от непереносимых переживаний. Это процесс, который ведет к страданию и дезорганизации. Но доктор Тарт задался вопросом: а что, если этот самый механизм можно использовать осознанно и конструктивно? Он назвал такой подход "контролируемой диссоциацией".
Здоровое рабочее "расщепление"
По мнению доктора Тарта, гениальный ум умеет временно и под контролем "разделять" своё сознание для решения задачи. Это не похоже на болезненное расщепление личности. Скорее, это можно сравнить с работой дирижера оркестра. Дирижер не становится постоянно скрипачом или трубачом, но он может глубоко понять и почувствовать партию каждого инструмента, не переставая управлять всем ансамблем. Так и человек, решающий сложную проблему, может одновременно удерживать несколько разных точек зрения на неё. Он способен рассмотреть задачу и как аналитик, и как художник, и как критик, не застревая жестко в одной из этих ролей. Это даёт объёмное, стереоскопическое видение проблемы.
Стать задачей
Самый удивительный аспект этой идеи - способность к глубокому, почти полному отождествлению с предметом размышлений. Речь идет не просто о сосредоточенности, а о своеобразном "вхождении" в проблему. Исследователь может на время как бы стать тем, что он изучает - физик чувствует себя частицей, архитектор - конструкцией моста, писатель - своим персонажем. В этом состоянии знание приходит не только через логические выкладки, но и через прямое интуитивное переживание. Проблема начинает "решаться сама" через человека, который предоставил ей свой разум и чувства.
Роль внутреннего наблюдателя
Что же отличает этот творческий процесс от патологии? Ключевое условие - сохранение мета-осознанности, то есть наличия внутреннего "наблюдателя". Этот наблюдатель остается на заднем плане и следит за процессом. Он решает, когда нужно погрузиться в состояние глубокого сосредоточения, а когда - выйти из него, чтобы оценить результат. Именно этот контроль превращает спонтанное и часто хаотичное измененное состояние в рабочий инструмент. Яркой иллюстрацией этой теории служит пример Николы Теслы. Известно, что он мог годами мысленно проектировать и тестировать свои изобретения в уме, прежде чем создать их в металле. Тесла обладал способностью так полно погружаться в воображаемый прибор, что чувствовал его работу всеми органами чувств - он слышал скрип частей, видел износ деталей и буквально становился частью своей электрической схемы. При этом он всегда сохранял контроль и мог вернуться к обычному состоянию, чтобы перенести готовый, проверенный мысленно проект на бумагу.
Таким образом, провокационный вывод доктора Тарта заключается в следующем:
Это не бегство от реальности, а, наоборот, более глубокое и многогранное взаимодействие с ней.
ПРОЕКТ LIMEN Квест "4 Ключа" |






