В продолжение моей публикации о принципах и формах познания и его психологической атрибуции очень к стати вспомнилась беседа Евгения Головина, которую я только что в ручную транскрибировал.
" ...Однажды спросили у великого художника Уистлера(Джеймс Эббот Мак-Нейл) У него в конце 19 века был суд с не менее великим художником Бёрн-Джонсом(Эдвард Коли) .
Бёрн-Джонс считал, что художник - это тот человек, который должен учиться рисовать. Когда спросили Уистлера "должен ли художник уметь рисовать?", аналогичный вопрос задали Берлиозу(Гектору) который, как известно, ушёл из консерватории, и знал музыкальную грамоту, так.."с грехом пополам",..ответ у них (Берлиоза и Уистлера) был аналогичным, чем и сблизил столь разных людей, (Уистлер сказал) что уметь рисовать должен учитель, рисования. А художник (если ему нравится, пусть учится рисованию),но в принципе, если он Художник ему совсем не надо уметь рисовать.
Это проблема в принципе европейской инициации.
Тоже самое сказал Берлиоз: переписчик нот очевидно должен знать музыкальную граммоту, но Композитору то это зачем?..И зачем ему тратить драгоценное время на эту чепуху?
Тоже самое можно сказать в принципе о европейской инициации вообще. Это проходит красной нитью по всей европейской культуре.
Тоже самое сказал Оскар Уайльд: "Если человек джентльмен, он всегда знает достаточно." Если человек не джентльмен, (и от это тонкий момент Е.Г), знания идут ему во вред.
То есть в европейской культуре, которая основана в принципе на Сократе, есть момент пренебрежения к информации. Абсолютного пренебрежения.
Сократ, как известно, великий мэтр всей европейской философии, вообще не умел писать. И когда его спросили: зачем ты не умеешь писать?, он ответил аналогично Берлиозу, что "зачем тратить драгоценное время на эту чепуху"
Вот это касается инициации без учителей.
Тоже самое Сократ, когда спросили его: учитель ли он? сказал " Нет. Я Мастер Майевтики"
(Майевтика - это акушерское искусство, помогающее женщине рожать.) Он это сказал применимо к тому что "я стараюсь, что бы из старого человека родился новый" То что и есть инициация! Но я не могу его родить, я не могу его зачать, я могу с ним просто поговорить, и облегчить эти роды.
И здесь вопрос о инициации переходит совершенно на иную ступень. Совершенно не так, как на востоке, где всё это есть.
Тоже самое, как бывает инициация ведьмы.
Ведьма отлично напоминает джентльмена. То есть если она ведьма, то всё, что она знает идёт ей только во вред.
Ей это не надо.
Старая ведьма передаёт своей дочке силу. А не знания.
А Вместе с силой приходят и знания. И они приходят без всякой учёбы. Молодая девушка - ведьма (я сам это видел) приходит в лес, и знает сразу как поёт каждая птица, она знает каждый листок и каждое растение. И она приходит к какому то своему большому валуну на поле и уже с ним беседует, уже слушает, часами приложившись к нему ухом.
Если мы так подумаем, наверное бы ей надо знать ботанику, орнитологию, минералогию, но она этого ничего не знает, и вместе с последним дыханием матери к ней всё это сразу и приходит.
Я совершенно лично не верю ни в какую инициацию, которая идет от какого - то учителя. Я совершенно не понимаю, почему чужой дядя должен ко мне приходить (пусть он будет монгольского типа, или какой китаец, или какой индонезиец) и ему предшествует слава великого человека, который учитель. И я совершенно не понимаю, почему я ему вообще должен доверять в таком важно деле?.." Евгений Головин

© Кутузов Аркадий Антонович 2025 Психосоматолог. Мужская Транс ориентированная психология Экзистенциальные кризисы Проблемы в отношениях. Приглашаю на онлайн - консультации! С глубоким уважением к Вашей Целостности!