Искусственный Интеллект: проблема линейного мышления
РЕЗАНОВ: Она плачет?
ПЕРЕВОДЧИК: Нет, что вы? Она говорит.....
РЕЗАНОВ: Не надо..... я понял!........ ......“Я знаю, чем скорей уедешь ты, тем мы скорей и вечно будем вместе. Как не хочу, чтоб уезжал, как я хочу, чтоб ты скорей уехал. Возьми меня, возлюбленный, с собой, Я буду тебе парусом в дороге. Я буду сердцем бури предвещать. Мне кажется, что я тебя теряю…”
Фрагмент из рок-оперы "Юнона и Авось"
Поговорим о том, почему в психологической практике линейное, догматическое, протокольное мышление является проблемой. На примере запроса нейронке. Она ж нейронная такая! Научная вся..)
Интересное откровение от "большого брата")
Даже вдохновляющее!
Искусственному интеллекту была задан вопрос в контексте "кантового восхищения": найти конец неба, космоса, вселенной. Можно было бы так же задать вопрос "откуда атом из которого я состою". Оба вопроса - созерцательные и, если ТУДА смотреть приводят к безмолвию сознания, ума.. Или тревоге (восхищению), по И.Канту, или страху. А ИИ просто стопорнулся, признавшись в неспособности к созерцательному мышлению
ИИ сейчас нам оказал особо ценную услугу: честно расписался в неспособности сукцессивной (линейной) модели мышления к специфическому познанию изначальной, запредельной, неописуемой в понятиях и цифрах, Природы вещей.
Это касается психологии познания и осознания ценности симультанности в мышления, о которой вскользь упоминал Б.Теплов в контексте психологии музыки.
То же самое в психологии.
Знаете, размышляя о принципах качественной психотерапии, мне пришла мысль, что при профессиональном контакте с серьёзными нарушениями и патологиями в практике , опорные основы мировоззрения психотерапевта и его содержимое становятся ключевым фактором результата.
Совершенное владение техниками и методами заключёнными внутри парадигмы, ограничивающей, по разным причинам, понимание своим представителям, настоящий потенциал человеческого существа или элитизирующей доступ к этому пониманию, даст весьма ограниченный результат. Ровно до черты выставленных границ)
Просто задайте себе вопрос, почему целый спектр психических расстройств не поддаются качественной коррекции и попросту не изучены.
Ответ прост: уровень научного познания этого предмета упирается в "потолок" позволительного в научной парадигме. А глубина погружения в предмет не достаточна для проникновения в чертоги, содержащие источники причин этих расстройств и патологий.
Такое положение вещей непозволительно.
Поэтому в психологии в частности и в науке в целом, ныне более чем актуален принцип развития трансдисциплинарности. Об этом писал.
Федор Ефимович Василюк, описывая субтильную тонкость диалогического поля психотерапии, утверждал о возможности описания её исключительно художественными средствами. Когда я говорю о ценности симультанного мышления, то имею в виду тоже самое.
Поэтому и привожу пронзительный по эмоциональному смыслу фрагмент из рок-оперы Алексея Рыбникова "Юнона и Авось", прощальную встречу Рязанова и Кончитты
РЕЗАНОВ: Она плачет?
ПЕРЕВОДЧИК: Нет, что вы? Она говорит.....
РЕЗАНОВ: Не надо..... я понял!........ ......
Чем он понял?
Что он понял?
Как он понял?
Из чего он понял?...
Хм..может задать вопрос ИИ?)
Похоже пока он туда не ходит. Да и вряд ли когда сможет. Если, конечно, не верить, что электрические (химические и тд.) вспышки между нейронами - это "всё" в познании работы психе-Души..
Мои подборки по терапии Психосоматических расстройств
Мои подборки Психология и философия