Как работа с образом может изменить мою жизнь?
Многие клиенты не понимают, как образы, увиденные в трансовом состоянии, меняют жизнь. И, действительно, на первый взгляд кажется, что терапевт и клиент занимаются ерундой, описывают картинки поляны в лесу или животных, которые вышли навстречу клиенту. Но под каждой практикой, методикой, техникой всегда стоят очень глубокие знания.
Образы бессознательного очень детально исследует психоанализ и многие другие направления с ним связанные. Лично я изучала психоаналитическую символдраму (основатель метода немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер). Символдрама описывает так называемые мотивы – образы бессознательного. За каждым мотивом, классическими примерами которых являются мотив дома, луга, ручья, горы, животного и т.д., лежит наполненный глубинным смыслом материал, позволяющий интерпретировать описанные клиентом образы.
Так, например, образ холодной воды в ручье может говорить о «холодной» матери или о фрустрации, полученной в раннем возрасте. А образ отвесной скалы на просьбу представить гору, может говорить о том, что клиент привык ставить себе невыполнимые задачи или задачи «со звездочкой». Образ животного, вышедшего из чащи леса, является отличным способом проработки страхов. Причем животное может олицетворять сам страх или показывать те качества, которые можно в себе развить, чтобы справиться с внутренними тревогами.
Всего этого клиенты не знают. Они видят образ, и считают, что он глупый, фантазийный. Клиенты не понимают, как работа с внутренним образом может помочь решать настоящие реальные проблемы. Но для того, чтобы изменить что-то в жизни, нужно сначала измениться внутри. Поэтому образы - как способ диалога с душой, с бессознательным, позволяют на внутреннем пространстве проделать очень большую работу, которая будет в дальнейшем отражаться на материальном плане в жизни клиента.
Конечно же, за каждым мотивом стоит свой символизм, поэтому для серьезных и глобальных изменений в жизни я предлагаю клиентам трансформационные образы. К таким образам можно отнести змею. Это очень мощный трансформационный образ, особенно период сбрасывания старой кожи и обретение новой. Погружение в данный мотив позволяет работать со многими проблемами, в том числе с исследованием психосоматики, апатии, внутренних ограничений, невозможности что-то добиться и т.д.
Другими примерами трансформационных образов могут быть:
Птица Феникс – мифическое существо, которое сгорает в огне и снова восстанавливается из пепла.
Огонь или костер – можно направить внимание на очищающее действие огня, как пример.
Болото – взаимодействие с болотом может быть хорошим образом выхода из депрессии или другого застойного состояния путем очищения болота или осушения его землей.
Похожий смысл несет мотив колодца, как образ выхода из сложной жизненной ситуации. Представляя себя на дне колодца, можно найти неожиданные варианты выхода из него. Когда образ проживается на внутреннем плане, тогда приходят и весьма материальные ответы о том, как справиться с реальной ситуацией. Более того, после таких трансовых путешествий многие вопросы как бы решаются сами по себе, но это только видимая сторона вопроса. Конечно, процессы запустил сам клиент, озвучивая свое намерение выбраться из колодца (болота или любого другого образа).
Маяк может выступать образом, помогающим душе найти свой путь. Символизм маяка говорит о том, что свет с его вершины ассоциируется со светом духовным, поэтому маяк олицетворяет внутренний компас человека, соединившись с которым, можно найти свой уникальный путь.
Но все ли образы заданы психологом? Нет, конечно. Клиент может воспользоваться ведомым трансовым путешествием или отправиться в свои собственные уникальные образы. И тогда в работе начинают участвовать уже образы личного бессознательного, а не коллективного. Здесь важно следовать за образами, трансформировать их, не обесценивать и не критиковать.
Почему это так важно? Потому что критика снижает уровень концентрации внимания на процессе работы, и может привести к менее эффективному результату. А так же, думая о нелепости образа, мы смещаем внимание с решения проблемы на фантазийную шелуху, которая по большему счету является лишь связкой в нашем путешествии, а не самой сутью.
Мне хочется привести пример из книги Тино Эрнстлинг «Лечить рак при помощи внутренних образов» для того, чтобы продемонстрировать эффективность работы с образами. Книга посвящена методу имагинативной психотерапии тела (основатель метода доктор Вольфганг Леш). Озвученный метод является одной из специализации символдрамы, метода, о котором я писала в начале статьи.
Вот как описывает пациент свои образы, при работе с онкологией.
«Я закрываю глаза, начинаю чувствовать себя изнутри и работаю в теле… Расслабляюсь… Потом иду в вены и силой мыслей растворяю в них отложения кальция и стеноз. Теперь на очереди сонная артерия, после нее – мозг и средний мозг. Белые тельца по команде растворяют все отложения. Таким образом, я убеждаюсь в том, что все тело хорошо снабжается кровью. Надо лишь давать верные команды, и все заработает! Я знаю, что это не что иное, как самоисцеление. Если бы это было обманом, меня бы давно не было в живых.»
В книге описана работа с визуализацией при онкозаболевании. У каждого пациента раковые клетки и сам процесс исцеления выглядели во внутреннем пространстве по-разному. Одни пациенты представляли клеток-каратистов в белом кимоно, которые атаковали раковые клетки, другие видели себя с мечом в руках, воюющих с образом рака. Вопрос не в том, как представить помогающий образ, а в том, чтобы держать достаточное внимание на исцеляющих мотивах. Тогда дело сдвигается с мертвой точки, и человек приходит к исцелению тела, души, ситуации, проблемы.
В своей работе я прошу клиентов описывать наиболее подходящие для их исцеления образы, и оживлять их с помощью нашего обоюдного внимания и интереса, тогда в такой работе становится очень много энергии, силы, которая и ведет клиента к исцелению.