Меню


Услуги

Телефон горячей линии

+7 (904) 360-36-82

Кинотерапия.Доктор сон

Фотография: Кинотерапия.Доктор сон

 Кино есть элитный мессенджер. 

Художник не способен вообразить свое искусство и не может воспринимать его до момента завершения.

Художник не обязательно понимает собственное искусство.

(Сол Левитт. Концептуальное искусство)

Чтобы лечить наркомана или алкоголикавы должны смиренно допустить, что он духовный человек, признать космическую значимость его попыток трансцендировать игру жизни и помочь ему увидеть, что “отключающие” наркотики – это неверная методология, потому что невозможно всегда держать рубильник в положении “выключено”. Вы должны ему показать, что пустоты можно достичь не только методами анестезии, что есть великий религиозно-мистический опыт расширения сознания

(Психолог dr.Тимати Лири)

Прежде чем предложить к рассмотрению очередные два фильма в контексте психотерапевтической работы с алкоголизмом я хотел бы задать вопрос коллегам:

  • скажите пожалуйста, каким для вас является образ нормального, психически здорового человека?
  • Какие критерии психического здоровья и нормальности для вас являются опорой и образцом, ориентируясь на которые, Вы действуете в психотерапии и консультировании?

Это вопросы о наших внутренних ценностях и уровнях, до которых мы будем тянуть пришедшего за помощью к нам, человека. 

Поделитесь пожалуйста..

А я поделюсь в этой статье.

Итак два фильма. об алкоголиках.

Птичка / Birdy (1984) Родившийся в Канзас-сити в 1920 году Чарли Паркер умер в 1955 году. Чрезмерное увлечение спиртным, наркотиками, едой и сексом привели к преждевременной смерти одного из гениев джаза. 

Да о джазе. Музыкальной основой его является т.н."джазовый квадрат", внутри которого джазмен-солист импровизирует, спонтанно создавая уникальные гармонические и ритмические рисунки. Но музыкальная гениальность Чарли Паркера заключалось в том. что он выходил за "квадрат", помещая не свою импровизацию, а его в контекст своего спонтанного музыкального откровения! По молодости за это получал по щам... В фильме показывают истории этих травм) От солистки-начальницы, от старожилы-барабанщика, бросившего тарелку под ноги молодого Чарли, находящегося в импровизационном трансе..

Что же происходит с художником в этом состоянии?

Просто он захватывает более глубокие контуры психики, которые не дружат с социальными установками и догматическими клише.



Он становится визионером, видящим, слышащим, ощущающим более глубокую реальность себя, извлекая оттуда откровение гениального. Так приходит в мир всё ценное! Но далеко не всякий человек способен остаться в социальном контексте пережив  трансформацию этого опыта. Чаще не может...Это и бросает его в тяжёлые формы аддикций, которые часто становятся единственным способом социализации(да-да!) в привычном социальном контексте внешних психических контуров. И попадают в лучшем случае на психотерапию, в худшем под препараты в психиатрический стационар, или сгорают, как Чарли-Птичка Паркер от алкоголя и наркотиков.

Кстати о препаратах.

И тут время перейти ко второму фильму, "Доктор Сон"(Doctor Sleep, 2019), сюжетное продолжение "Сияние" С.Кубрика по С.Кингу. Фильм о двух визионерах, сороколетнем Денни Торрансе и девочке Абре, установившим духовную связь , в попытке защититься от группы ментальных хищников. Ментальные коммуникации на расстоянии. Конечно, спецэффекты, инфографика и прочее сюжетная художественность тут лишни. Язык лёгкого киностиля о вполне реальных феноменах.

Вот Денни Торранс, поступал так же, как Чарли-Птичка Паркер. Просто глушил Сияние проникавшее из высшего контура, где он оказался с младенчества, алкоголем и развратом, ускользая от опасного внимания социума к своим способностям.

В фильме есть фрагмент, вскользь говорящий о способности препаратов работать с данным предметом.

К сожалению коммуникация человека с глубокими контурами своей психики и её результаты, интерпретируется психологической наукой в основном как патология или, как минимум, отклонение от "нормы"

Но способность эффективно работать с тяжёлыми аддикциями лежит исключительно в области о п ы т н о г о понимания тех состояний человека, с которыми мы имеем дело. Можно как угодно относится к работам и творчеству Тимати Лири, но он сам шёл в те опасные состояния, с которыми имет дело каждый психолог, побывал там и вышел живым (он не умер как лсд-наркоман) с опытом, в сотни раз превосходящим любое академическое образование и десятилетия практики. Не удивительно, что на его зачалах выросли целые направления психотерапии. Правда с другими авторскими именами)) Говорят, он не обижался. Одно уверенно можно сказать, что он знал с чем имеет дело.

Опытно знал.

Попытка править тяжелые аддикции, основанные на проникновения в неизученные наукой, контуры психики без этого опыта в лучшем случае будут иметь весьма скромный результат. В "худшем" случае специалист может стать не ведущим, а ведомым. Иногда незаметно для себя. Возможно понимание этого и выстраивает образование психологов с установкой на экономию личных ресурсов, выключение клиентов и пациентов из личного ментального поля, создание высоких границ консультации, и осознание предела своей компетенции. То есть выключения себя из непосредственного опыта КОНТАКТА С ПАТОЛОГИЕЙ! Всё это, экономя жизнь и здоровье специалиста, делает неспособным его или её по настоящему решать проблемы тяжёлых клиентов. Спечь хлеб, не вывалявшись в муке не получится)

Если только сходить путём Тимоти Лири...

Кстати, имя девочки из фильма, "Доктор Сон", Абра метафорично говорит о её психическом статусе визионера. 

 Слово "абракадабра" употреблялось в средние ве­ка в качестве магической формулы. Она происходит от еврейской фразы abreg ad habra, которая обозначает «мечи свою молнию даже в смерть». относящихся к ритуалам, талисманам и заклинаниям, имеют символическое значение, заклю­ченное в них самих либо в способе их употребления, что выражается фонети­чески или чаще всего графически.

Обычно она вписывалась в переверну­тый треугольник, или выстраивалась так, что формировался треугольник сле­дующим образом:

ABRACADABRA
ABRACADABR
ABRACADAB
ABRACADA
А В R А С A D
А В R А С А
ABRAC
А В R А

А В R
А В

 

Ещё в фильме Денни Торранс использует психотерапевтичесчкую технику, которую легко можно применить при работе с разными фобиями. Его "внутренний Друг", для избавления от видящихся ему сущностей, подарил шкатулку, и научил создать такую же, в своем уме. И при появлении страшных образов, Денни создавал шкатулку и закрывал на ключ очередное чудище. На замок. О этой власти ума, способного создавать и стирать свои фантомы пишет Роберто Хуаррос:

***

Некто

 из ниоткуда

следит за бессмыслицей жизни.

Некто

из ниоткуда

смотрит, как всё проходит.

 

Он самый

иль некто похожий

способен из черного шланга

смыть

 беспощадным напором

землю

 и звездное небо.

 

Воздух ума человека

неоднороден на свете

злые и добрые мысли

Это мои дети..

Не обольщуся я ими

Об камень их не ударю

Сознанием их рождаю...

Сознанием растворяю...

 ***

 

Фрагменты этих стихов можно использовать как аффирмации.

И ещё раз о главном:


Чтобы лечить наркомана или алкоголикавы должны смиренно допустить, что он духовный человек, признать космическую значимость его попыток трансцендировать игру жизни

То есть признать безусловную ценность его или её патологического опыта. А он правда патологичен?

Это что? Получается я учился учился, а идиот не он, а я?!!))

Шучу, конечно)

Но гениальность и помешательство, талант и аддикции близнецы-братья...

А Вы как думаете?

 

19 августа 2022 г.
Психосоматолог
Аркадий .Психосоматолог. Гипнолог. Арт - терапевт

Комментарии

Поиск по сайту

Форма обратной связи

Вы можете написать нам на электронную почту или через эту форму


Подписаться на новости

Мы рассылаем новости, информацию об услугах, тарифах и специальных предложениях