Меню


Услуги

Телефон горячей линии

+7 (904) 360-36-82

Культовое пение. Суггестивный аспект

Фотография: Культовое пение. Суггестивный аспект

Знаменный распев Суггестивный аспект


В продолжение темы о суггестивной фоносемантике

Знаменный распев - форма одноголосых сакральных богослужебных песнопений, применяемая ныне в старообрядческих общинах России и зарубежья. 

Прежде чем говорить о трансовых свойствах знаменного распева, надо упомянуть одну из значимых составляющих процесса погружения в изменённые  состояния сознания (ИСС) очень часто применяемую в процессе религиозно-обрядовой суггестии: генерацию медиального равновесия.

В православном богослужении (а старообрядческая традиция является православной) кроме знаменного распева, эта суггестивная техника применяется в процессе каждения священнослужителя. 

Генерация медиального равновесия, наверное самая известная форма погружения в транс в процессе классического директивного гипноза. 



Так же опосредованно она используется как инструмент в ДПДГ-терапии(Десенсибилизация и переработка движением глаз)

Теперь как генерация медиального равновесия реализуется знаменном распеве.

Чем он отличается от обычной музыки:

1.Гармоническая разомкнутость мелодических структур.

Мелодия может начаться и закончится на неустойчивой ступени. 

2. Модальная музыкальная система.

В отличие от мажорно-минорной европейской системы модальность знаменного распева, т.е. нейтральность музыкальной ткани для определения конкретной тональности. Здесь нет ярких мажорно-минорных тем. Переливаясь в модальной системе, они создают неповторимый объем гармонических форм.

3. Одноголосый (унисонный) стиль пения.

Особенно ярко выражена функция одноголосия, как интровертирующая внимание при восприятии в так называемых “фитах”. Фита – это долго распеваемая последняя гласная одного из слов богослужебного текста до 3-4 строк. По словам Б. Кутузова, фита есть как бы выход за пределы слов и понятий в свободное калофоническое парение мелодии, выражающее состояние мистического восхищения.

4. Чистый диатонический звукоряд

5. Асимметричный ритм

По словам профессора Московской консерватории Валентина Холопова, “знаменные ритмоформы не имеют аналогов в современной им западноевропейской ритмике. Акцентность знаменного распева исключает все, что связано с телесными движениями, хореографией, пантомимой, ударностью, инструментальной артикуляцией… Она имеет исключительно голосовую, певческую природу”. Если симметрический ритм несет в себе динамику ритмического движения, плясания,  то асимметрия ритма знаменного распева совершенно отрешается от них.

Итак в знаменном распеве трансовые функции генерация медиального равновесия, выполняют 

--Гармоническая разомкнутость: поющий и слушающий помещается в гармонически безопорное поле. Особенно это ощущается в пятом гласе. 

 --Модальность и одноголосие: создают серединное состояние, нейтрализующее дуалистическую дихотомию восприятия окружающего пространства.

--Асимметричный ритм: так же, как и  гармоническая разомкнутость помещает человека в безопорное состояние, способствующее фиксации внимания на внутреннем, а не внешнем. В асимметрии ритмических рисунков знаменного распева  работает так же трансовая техника "разрыв шаблона". Психика, для разгрузки процессов обиходного функционирования создаёт  паттерны автоматического поведения. Симметричная пульсация повторений таких паттернов, является их неотъемлемой сущностью. Разрушение симметрии нейтрализует паттерн. 

Проще говоря под знаменный распев не спляшешь.

В знаменном распеве присутствуют мощные инструменты трансовой вокализации.

Вокализация-это распевание гласного звука

Так называемые "Фиты" .Они представляют из себя длинный мелодический конструкт распеваемый на одну гласную. Особый интерес представляет система их записи в иероглифическом виде подчас всего одного символа, в котором может быть кодированна мелодическая фраза 10 и более звуков.

Причём восприятие певческого материала в процессе исполнения знаменного распева певцами имеет симультанный характер

Симультанность - это мгновенность восприятия и цельное распознавания группы феноменов

В данном контексте это восприятие можно назвать "кулизменным", от слова кулизма-фиксированная фраза в музыкальной ткани. То есть певцы знаменного распева чаще не поют каждую ноту отдельно.

Симультанное кодирование нотного материала происходит у всех профессиональных музыкантов-концертмейстеров. Но тут это процесс исключительно способности музыканта "паковать" материал в свою память.

В знаменном же распеве он уже архивирован в виде кулизм и фит которые, подобно китайскому иероглифу, остаётся только выучить, что бы было достаточно взгляда на символ для воспроизведения многозвучной вокальной фразы.

Симультанность так же работает в трансовом контексте, мгновенно помещая певца определённое состояние причастия сакральному акту богослужения.

8 марта 2023 г.
Психосоматолог
Аркадий .Психосоматолог. Гипнолог. Арт - терапевт

Комментарии

Поиск по сайту

Форма обратной связи

Вы можете написать нам на электронную почту или через эту форму


Подписаться на новости

Мы рассылаем новости, информацию об услугах, тарифах и специальных предложениях