Магическое мышление и магиофобия
Вот искренне рад, что есть таки среди коллег внимание к понятию "магического мышления", как фундаментальной основе психического в принципе!
В продолжение моего экскурса в психологическую магиофобию имею честь представить замечательну статью уважаемого коллеги "Где место магического мышления в жизни человека?"
Учитывая то, что нарочитая секулярность научных психологических парадигм, очевидно продемонстрировала свою несостоятельность в области познания глубоких контуров психики и их феноменов, самое время по чётче выделить значимость опыта эзотерической психологии, в надежде на то, что на уровне академического образования наконец то прекратится нарочитое же обесценивание внутреннего опыта, как патологического проявления, и этот опыт будет восприниматься как единый путь познания.
Итак, статья!
Публикую, с согласия Автора, полностью:
________________________________
Введение
В психологическом сообществе периодически возникают обсуждения вопросов, связанных с магическим мышлением. Кто-то считает этот вид мышления лишним, неприемлемым, и даже патологичным, а кто-то говорит о его полезности, целесообразности и необходимости. В этой статье я хочу рассказать о своем видении этого вопроса.
У человека есть разные виды мышления, которые приспособлены для решения разных жизненных задач. И в разных ситуациях уместны те виды мышления, которые могут эффективно решать текущую жизненную задачу.
Примеры проявления разных видов мышления
Например, боксер на ринге мыслит преимущественно конкретно-действенным мышлением. Это не означает, что он не может в этот момент мыслить образно или логически, просто наиболее эффективно решается двигательная задача, которая перед ним стоит – именно конкретно-действенным мышлением, когда мысль и движение неразрывны и, можно сказать, что он «мыслит всем телом».
В научной деятельности наиболее эффективный способ решения задач – абстрактно-логический. Оперирование абстрактными понятиями в пространстве воображения дает возможность осмысливать те процессы, которые органами чувств, в данный момент не воспринимаются, они отдалены во времени и пространстве. Абстрактно-логические задачи не могут быть решены конкретно-действенным мышлением.
Задачи деятельности в области искусства решаются преимущественно образным мышлением. При этом, образы психической реальности в тесном контакте с чувствами художника, создают художественный образ произведения искусства (поэтического, изобразительного, музыкального, вокального, танца и т.д.). Ни абстрактно-логическим, ни конкретно действенным мышлением задачи искусства быть решены, не могут. Другие виды мышления могут дополнить образное мышление, но не заменить его.
Где естественно проявляется магическое мышление
А вот в условиях крайней опасности, при отсутствии достаточной информации о происходящем, при невозможности осмыслить и прогнозировать текущую ситуацию – в таких условиях естественно включается магическое мышление. Просто потому, что другие способы мышления с решением жизненных задач в таких условиях ничего сделать не могут.
В качестве примера таких опасных ситуаций с непредсказуемыми последствиями можно привести военные условия. Так, когда человек находится на обстреливаемой территории, когда ни конкретно-действенным, ни образным, ни абстрактно-логическим мышлением невозможно определить, куда упадет следующий снаряд, где пролетит осколок или пуля, и при этом человеку нужно ещё что-то делать – тогда человек естественно начинает мыслить магически.
И если в таких условиях магическое мышление не включается – то преодолеть страх, тревогу и эффективно действовать, успешно выполнять необходимые трудовые или боевые задачи может оказаться просто невозможно.
Магическое мышление при этом осуществляет контакт с духовным миром, человек входит своим сознанием в контакт с духовными существами (с Богами и Духами) и получает их поддержку. Именно для вхождения в контакт с духовными существами производятся какие-то обрядовые действия – чтение молитвы, пение мантр, крестные знамения, шаманские танцы и т.п. Содержание этих обрядовых действий обусловлено той религией, которая доступна человеку. И если даже никакой формальной религии у человека нет, магическое мышление тогда проявляется в спонтанных магических действиях по типу «знаков», «примет», или просто «бытовой интуиции». А чаще всего человек начинает просто спонтанно молиться, как умеет и кому умеет. По этому поводу в народе говорят, что в окопах под артобстрелом атеистов не бывает.
И если магическое осмысление реальности оказалось достаточным для решения текущих задач в данных конкретных условиях – человек обретает чувства смелости и способность эффективно действовать. В таких случаях смелость может даже перерастать в азарт и удаль. И, как показывает практика, эти смелость, азарт и удаль помогают человеку решать очень рискованные задачи. Человек просто начинает чувствовать, когда и куда ему нужно передвигаться, и при этом у него возникает ощущение неуязвимости, что «в него не попадут». В народе по этому поводу есть даже поговорка: «Смелого пуля боится».
Чудо – главный результат магического мышления
Особенностью магического мышления и связанного с ним магического действия является непредсказуемость результата. То есть, гарантий магического действия нет и быть не может, а положительный результат всегда воспринимается, как чудо.
Но магическое мышление присутствует не только в условиях крайней опасности (там оно просто необходимо), а и в обычной бытовой деятельности. У религиозных людей это может выглядеть, как религиозная деятельность (молитвы, обряды и т.п.), а у материалистов это выглядит чаще всего, как интуиция.
Однако, в любом случае, даже в проявлении интуиции материалистов – результатом магического мышления все рано является чудо. Кто-то вытащил счастливый лотерейный билет, кому-то выпала счастливая карта, кто-то просто «случайно» сделал правильное действие.
Вся психология построена на магическом мышлении
В этой связи очень интересна психологическая практика. По сути, вся деятельность в психологии построена на магическом мышлении. Это может стать понятным из определения магического мышления, вот как его определяет Википедия: «Магическое мышление — убеждение о возможности влияния на действительность посредством символических психических или физических действий и/или мыслей».
И именно в этой парадигме работает вся психология, даже самая материалистическая в своей теории. Ведь от того, что мысль, например, в нейропсихологии объясняется «возбуждением ансамбля нейронов», сам принцип действия с попыткой изменить ситуацию путем изменения мыслей – не меняется. Получается, что психология (во всяком случае, значительная её часть) только формально заявила о своем «уходе от магии», но фактически она осталась магией на практике. Заменены только слова «магическое» на «психическое».
К.Г.Юнг по этому поводу писал:
«Идея психической объективности отнюдь не открытие. Фактически это одно из самых ранних и всеобщих «достижений» человечества: речь идет об убеждении в конкретном существовании духовного мира. Мир духов, безусловно, был не изобретением в том смысле, в каком можно говорить об изобретении огня — добывании его путем трения, а результатом опытного восприятия или осознания некой реальности, нисколько не уступавшей материальному миру. Сомнительно, чтобы вообще существовали дикари, не знакомые с «магическим воздействием» или «магической субстанцией».
(«Магический» — просто другое слово, заменяющее «психический».) Вероятно также, что почти всем известно о существовании духов. «Дух» — это психический факт. Как мы отличаем нашу собственную телесность от телесности других, так и первобытные народы, если они вообще знают что-либо о «душе», делают различие между своими душами и духами, причем последние воспринимаются ими как чужеродные и не «принадлежащие им». Они суть предметы внешнего восприятия, в то время как собственная душа (или одна из нескольких душ, если предполагается множественность;, которой приписывается родство с духами, обычно не воспринимается в качестве предмета так называемого чувственного восприятия. После смерти душа (или одна из различных душ) становится духом, который переживает умершего, и притом частенько с некоторой порчей характера, отчасти противоречащей понятию о личном бессмертии. Батаки, живущие на Суматре, утверждают, будто люди, добрые при жизни, в качестве духов становятся злонамеренными и опасными. Почти все, что первобытные говорят о злых выходках, которые духи позволяют себе в отношении живых, является в общем и целом образом, развиваемым ими из представления о «призраках», и вплоть до последней детали соответствует феноменам, выявленным спиритическим опытом. И как из спиритических сообщений «потустороннего» становится ясно, что речь идет о проявлениях активности отщепленных фрагментов психического, так и эти первобытные духи суть проявления бессознательных комплексов». (стр. 186, Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: «АСТ», «Канон+», ОИ «Реабилитация», 1998 г.).
Вывод
Таким образом, получается, что магическое мышление является неотъемлемой частью психической деятельности человека. И даже идеология материализма не исключает этого вида мышления из жизни человека.
Литература
Мои подборки по терапии Психосоматических расстройств
Мои подборки Психология и философия