Психолог и клиент Формирование конструктивного запроса
Два монаха, доминиканец и иезуит, спорят, грешно ли курить и молиться одновременно. Не сумев прийти к соглашению, решают посоветоваться с наставниками. Вскоре встречаются. «Что сказал твой наставник?» – спрашивает доминиканец. Иезуит отвечает: «Он сказал, что это допускается». «Ничего себе, – удивляется доминиканец, – а мой наставник сказал, что это грешно». Иезуит: «Что ты у него спросил?». – «Я спросил, допустимо ли курить во время молитвы». – «А я спросил, – говорит иезуит, – можно ли молиться, когда куришь»
Умение правильно сформулировать суть своего запроса психологу является очень важным делом в процессе консультирования.И это совсем не простая задача.
С проблемой формулировки конструктивного клиентского запроса сталкивается каждый практикующий психолог. Ведь клиенты приходят не с запросами, а с жалобами, с просьбами помочь улучшить ту или иную жизненную ситуацию, за советами, за поддержкой.
В психологии под запросом мы понимаем явно выражаемую клиентом просьбу или жалобу, его первое словесное формулирование своих трудностей, в разрешении которых он ожидает найти помощь у психолога. Не всякий запрос позволяет непосредственно перейти к содержательной работе. Ведь задача, адресованная себе и психологу, изначально может быть сформулирована как не решаемая.Поэтому можно говорить о степени конструктивности запроса со стороны клиента.Рассмотрим примеры конструктивных и неконструктивных клиентских запросов.
К конструктивным клиентским запросам мы относим:
1.Запрос об информации - запрос о границах нормы, о возможностях психологического изменения и его прогнозе;
2.Запрос о помощи в самопознании - запрос об определении способностей, о структурировании «Я-концепции», о помощи в самопринятии и самопонимании;
3.Запрос о помощи в саморазвитии - развитие когнитивных способностей, коммуникативных навыков, навыков саморегуляции;
4.Запрос о трансформации (в смысле, характерном для традиции аналитической психологии К.Г. Юнга) - включает в себя потребность человека начать жить «с чистого листа», отказавшись от жесткого детерминизма свой личной истории, осознать новый смысл жизни, отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного;
5.Запрос о снятии симптома - жалобы на эмоциональные нарушения, психосоматические симптомы, коммуникативные трудности, когнитивные нарушения, энергетические проблемы.
Неконструктивные клиентские запросы:
1.Запрос с предельным обобщением - может звучать как «хочу быть всегда спокойным, научиться никогда не волноваться, никогда не совершать ошибок» и т.п.;
2.Манипулятивный запрос - запрос на управление отношениями другого человека, его желаниями, поведением и эмоциями. Типы высказываний при подобных запросах следующие: «Как сделать, чтобы он (она) захотел.., почувствовал.., относился.., поступил.., сделал...», «Заставьте его (ее).., скажите ему (ей)...», «Повлияйте на него (нее)...».
Поэтому обращаясь за психологической помощью,постарайтесь настроится,подготовится.Может для кого то имеет смысл записать заранее сформулированный вопрос.Конечно в большенстве случаев на консультацию человек приходит в состоянии эмоциональной "разобранности",не всегда чётко осознавая что же конкретно он желает получить в результате общения с психологом.Поэтому,пожалуйста,запомните вышеописанные критерии конструктивного и неконструктивного запроса.Это вам поможет сфокусировать своё внимание на главном.И это-начало доброго результата нашей с вами совместной работы по решению ваших проблем.