Меню


Услуги

Телефон горячей линии

+7 (904) 360-36-82

Психологические смыслы.Утрата

Фотография: Психологические смыслы.Утрата

Переживание утраты близкого человека — это весьма тяжелое испытание, которое практически каждому человеку приходилось переживать.

Так, согласно З. Фрейду, события утраты близкого обладают для личности травматическим действием и при определенных обстоятельствах могут предрасполагать к развитию болезненных состояний. Данное состояние является проявлением фиксации на потере. В связи с этим недооценивать глубину и значимость этого психотравмирующего события, кардинально изменившего привычную жизнь человека, невозможно. 

Смерть - естественная часть жизни, и горе - процесс, которого невозможно избежать. Горе - это не всегда про смерть физическую, это спектр переживаний, являющихся реакцией на потерю. В зависимости от ценности утраченного будет меняться сила и составляющая процесса горевания.

Проблема изучения травматического горя определяемой как «экстраординарное событие» для конкретной личности, способной вызвать тяжелый психический стресс, как правило сопровождающийся негативными эмоциями: злостью, страхом, ужасом, либо чувством беспомощности, является одной из важнейших в современной психологии.

М. Мамардашвили, считал, что личность рождается дважды: первый раз, как существо биологическое, а второй - социальное. И именно второе рождение связано с гореванием, с «плачем по умершему». Человеком с этой точки зрения может считаться лишь тот, кто познал привязанность во всей ее полноте... Принадлежность - потребность по силе равная, а иногда и превосходящая потребность в выживании.

В такой привязанности скрыта глубокая экзестенциальная связь двух субъектов как единое целое.Но именно в состоянии утраты эта связь проявляется как сильный эмоциональный феномен,как экзестенциальный опыт.

При описании этапов горевания чаще всего пользуются моделью Элизабет Кюблер-Росс, содержащей следующие фазы:отрицание, гнев, вина, депрессия, принятие.

Очень важно человеку,пережившему утрату,позволить выразить целый ряд чувств,мыслей и действий.


• Стадия шока и оглушенности. Переживания подавлены. В теле следы шока. Депрессивная реакция. Безнадежность. Утрата интереса к миру живых.

Анестезия этой стадии, длящейся в норме от нескольких минут до нескольких дней, избавляет от сильной душевной боли. Поддерживая процесс переживания, мы возвращаем боль в контакт, при этом анестезия оказывается вовне, в другом человеке, способном присутствовать рядом с этой болью.

У людей, застрявших в этой фазе, может сохраняться убеждение, что своими переживаниями они разрушают других.Процесс горевания восстановится лишь тогда, когда его безопасно будет переносить рядом с другим человеком.


• Непринятие реальности утраты. Отрицание произошедшего хотя бы в фантазии. В глубине души человек верит, что потери не было. Избегаются походы на кладбище и в места, в которых часто проводили время вместе. Вытеснены воспоминания о покойном.

Жизнь может житься как «если я буду достаточно хорошим, все вернется назад». Переживания уже разморожены, но человек все еще стоит во временной точке «до события». Метафорически можно сказать, что лед на реке активно тает, но ледоход еще не начался, несмотря на огромное количество воды надо льдом.

На этом этапе мы поддерживаем рассказ о событии, о том, как человек узнал о смерти, как проходили похороны, что он вообще помнит об этом.


• Переживание вины. На мой взгляд, одна из самых тяжелых и длительных стадии, в некоторых случаях продолжающаяся всю жизнь. О. Немиринский предполагает, что суть этой стадии - пребывание в связности с умершим. Мне нравится эта идея. Сепарация от матери проживается сама собой, когда мать достаточно насытила, когда оказывается менее привлекательной, чем окружающий мир. Умерший тоже удовлетворял какую-то потребность в жизни горюющего и, скорее всего, не одну. Признание этого факта, возвращение в воспоминания, в интимные моменты ушедшего, у которых остался лишь один свидетель, словно наполняет какой- то сосуд внутри. «Сосуд пронзительного опыта». Вспоминая, человек словно перебирает шкаф со старыми вещами: эти на выброс, а эти аккуратно на полочку.


 Очень важно, что делает он это не в одиночестве, а в присутствии другого.

Именно делясь с другим своим опытом привязанности, одиночество замещает связность, но связность с миром живых, который выбирается вновь, отказываясь от связи с умершим. Появление вины - маркер для нас попросить в очередной раз рассказать о покойном, каким он был, что за истории проживал, какой след оставил в душе людей. 

Успешно пройденная стадия - покойник не воспринимается идеализированным объектом, а обычным живым неидеальным человеком.


• Восстановление способности отталкиваться. Основой для этого и является появляющаяся способность на прошлой стадии видеть Другого несовершенным. В признании его разности возвращается и право клиента быть разным в жизни, в других отношениях.

Часто именно на этой стадии начинает осознаваться не только позитивный утраченный опыт, но и облегчение, связанное со смертью. Не только горе потери, но и радость продолжения жизни. Это весьма амбивалентная стадия и на ней то и дело происходят откаты обратно в вину. Возвращаясь к параллелям с сепарацией: ребенок отходит от матери в мир, но бдит, чтобы она была рядом. Исчезновение матери в этот период - путь в зависимость. Исчезновение возможности переживать вину (а значит и связанность) - путь в патологическое горе. Человек словно челнок движется между временем планов и надежд и временем утрат и потерь. Между прошлым и будущим он только начинает щупать настоящее, осознавать себя в нем. 


• Восстановление отдельности. «Я есть, его нет, но он точно был в моей жизни, я помню его и испытываю благодарность за то, что он был в моей жизни». Умерший описывается в глаголах прошедшего времени. Слезы наполнены светлой грустью. Способность любить возвращается человеку и адресуется умершему в том числе, в виде переживания, а не в виде действия.

Пустота от утраты становится пространством, наполненным воспоминаниями, но они не замещают собой текущее, не являются подменой жизни, а резонируют в ответ на нее. Человек словно становится «больше» за счет признания ценности. Так уж мы устроены, что именно теряя, только проживая утрату, часто обнаруживая, насколько же важен был для нас человек, жизнь с ним...

3 ноября 2021 г.
Психосоматолог
Аркадий .Психосоматолог. Гипнолог. Арт - терапевт

Комментарии

Поиск по сайту

Форма обратной связи

Вы можете написать нам на электронную почту или через эту форму


Подписаться на новости

Мы рассылаем новости, информацию об услугах, тарифах и специальных предложениях