Меню


Услуги

Телефон горячей линии

+7 (904) 360-36-82

Психология Вдохновения

Фотография: Психология Вдохновения

Психология Вдохновения
Девятка пентаклей (Девять Муз) Тавальоне

............................................................................

 Рождается внезапная строка,

За ней встает немедленно другая,

Мелькает третья, ей издалека

Четвертая смеется, набегая.

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько -- я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом

И право, никогда -- не сочиняю.

«Как я пишу стихи» (1903) Бальмонт

Мгновение - и мысли стройным рядом

В воображении его проходят;

Мгновение - и мысли в ясной речи,

Как в золоте бесценные алмазы.

(Кукольник "Джулио Мости")

 Психологии вдохновения, и тому, как оно является из человека, я уже касался в своей статье Психология познания: симультанный генезис

Взгляд в природу инсайта, как человеческой способности  познания изнутри себя, как Себя-принципиально-Знающего имеет большое значение для психологической работы.

Во-первых: Если мы принимаем в каждом(!) человеке перманентную благородность принципиального ведения (часто не актуализированного), как естественную врождённую природную данность, нам проще доверить ему или её ту самую ответственность за результат психотерапии, который и станет, в основном, процессом актуализации этого внутреннего богатства.
Во-вторых: Другой подход предполагает базовое невежество человека, "чистый лист ", который надо заполнить качественным материалом извне в линейном временном контексте, допуская право на принятия инсайта, как качественного источника знания, исключительно индивидам, признанным гениями в обществе иили отмеченные им же как знающие через системы образования, научных степеней и тд.

Все существующие взгляды на вдохновение - инсайт в данном контексте, могут быть подведены под три главные точки зрения:

1.О первом: как акте имманентного раскрытия в человеческом духе его высшего идеального содержания  говорил К.Г. Юнг

О втором: 2.вдохновение понимается как действие в человеке и через человека внешних духовных сил (Гегель) 3. И как проявление особой психофизической организации при известных физиологических условиях (З. Фрейд).

Есть вот такое определение вдохновения:

Вдохновение - внезапное понимание образов и их взаимной связи; эти образы были или совершенно неизвестны художнику до этого момента, или носились перед его духом в туманно неопределенной форме и теперь одним ударом появились перед ним во всей телесной ясности и резкости.

Внезапность и мгновенность этого феномена может быть обеспечена близостью того источника, откуда поступает. Что может быть ближе нам нашей психики? Таким образом интернальность импульса вдохновения более чем естественна.

Вроде бы всё тут нормально и очевидно: Я(Ты) есть Источник Своего(Твоего) вдохновения - инсайта. Внешние стимулы, это лишь Его резонаторы-активаторы. Да и есть ли что то существенно внешнее относительно Меня(Тебя)?

Нормально?

Хорошо бы. Только вот такая установка, путь к свободе осознания человеком собственной ценности. А ценность то придётся ценить) Тут появляется управленческая проблема: "как только человек осознает основу своего Я управлять им будет очень сложно..." ну и тд. слушайте ниже

Тут мы уже приходим к аспектам социальной психологии в управленческом контексте.


Отсюда акцент на экстернальную сверку инсайта по внешним, подтверждёнными управленческой конъюнктурой, источникам. 

Ну а плохо управляемую спонтанность откровений всегда ждала жёсткая цензура 

Вот так это выглядит в догматах психоанализа:

«Каждый творческий процесс всегда протекает в таком состоянии психики, которое характеризуется как “анормальное” патологическое, как состояние “выхода из себя”» (11; с. 45).категории эвроактивного (творческого) приступа, разделяя его на виды и классы. Например, симптомы творческих приступов делятся на кумулятивные (Cum) и диссоциативные (Dis). Впрочем, за основу берется положение, что всякий творческий (эвроактивный) приступ (Эвр) имеет в себе симптомы Cum и симптомы Dis, иначе говоря, Эвр= Cum + Dis, и дальше начинается классификация: Эвр в состоянии сновидения, Эвр в состоянии гипноза, Эвр во время транса, Эвр в состоянии по-сознательности, и так далее

Приступ)

Впрочем, период творческого вдохновение и правда способно выключить в человеке заботу о значимых базовых потребностях. Тела. Человек забывает, есть-пить, спать, заботится о себе. Главной доминантой становится процесс фиксации визионером УвиденногоУслышанного. Он или Она пребывают в изменённом состоянии сознания (ИСС). Что оказывается весьма к стати, при необходимости определить визионера в психиатрический стационар..Ничего личного. Просто управление стихией Вдохновения) Дабы не проклюнулось что нибудь избыточно актуальное да не вовремя..

В данном контексте интересен вывод философа Анри Бергсона. По его мнению, художник принадлежит к числу "совершенных существ", которые все познают интуитивно, охватывая мир широко универсально. Художник принуждает нас видеть то, чего мы обычно не замечаем. Он проникает в мир, который не ограничивается "чтением наклеенных на предметы ярлыков". вывод Бергсона, что художник не должен изучать мир, ведь он сам создает его. 

Есть и такой подход.

А есть ещё интересный способ управленческой работы с осознанием ценности  интернальности (рождения из глубины) инсайта: художественные интервенции, создающие эмоционально отрицательные образы феноменам вдохновения, как рождённым Изнутри. Пример: Фильм Жауме Балагеро  «Муза», (англ. Muse) в российском прокате «Муза смерти»

весь фильм тут

Гартман, известный эстетик, считал, что процесс вдохновения - действие "божественного безумия", "животворное дыхание бессознательного". Сознательные, волевые акты художника могут лишь испортить стихийный, бессознательный ход творческого процесса. "Бездарный мученик голого рассудка", следующий заученным правилам, ничего сказать не способен."

О том, что мы всегда имеем в себе потенциальную полноту ведения говорил американский психолог Дж. Гоуэн: " Мы слишком долго рассматривали мозг как устройство для решения проблем... А его правильнее рассматривать как приемное устройство, которое при тщательной настройке может принимать сигналы, всегда наличествующие.

Вспоминая о этом Наличие внутри нас, снова приведу восхитительные строки как аффирмацию от гениального поэта Хуан Рамон Хименеса (перевод Дмитрия Канаева)

Не стоит искать снаружи

себе изнутри Я нужен
Я-Бог

собственной сути!

Я – все: закаты, восходы,
сон, дружба,любовь, погода,и непогода..
Я- абсолютно все вместе!

Не спрашивайте меня, кто я,
пусть Я пребуду в покое

Возвышенный,
Распрямленный

в Своем Собственном Центре....

Мои подборки по терапии Психосоматических расстройств

Мои подборки Психология и философия

Мои подборки Любовь и отношения

Мужская психология

 © Кутузов Аркадий Антонович 2023 Психолог. Психосоматолог   Приглашаю на онлайн - консультации! Психосоматические расстройства, эмоциональные травмы, кризисные состояния, проблемы в отношениях. +7 915 634 68 73                                                  С глубоким уважением к Вашей Целостности
19 июля 2023 г.
Психосоматолог
Аркадий .Психосоматолог. Гипнолог. Арт - терапевт

Комментарии

Поиск по сайту

Форма обратной связи

Вы можете написать нам на электронную почту или через эту форму


Подписаться на новости

Мы рассылаем новости, информацию об услугах, тарифах и специальных предложениях