ПТСР от первого лица
В психологической практике сложилась некая установочная модель: "человек изнутри своей психологической проблемы не может решить эту проблему" И исходя из этого делается вывод директивной тональности: помочь проработать такую проблему может только специалист принципиально свободный от неё. То есть не имеющий опыта личного ощущения воздействия этой проблемы. Как бы достаточно теоретической базы и достаточного опыта профессионального контакта с феноменами проблемы, наработанной предшественниками.
Я считаю, что в особо тяжёлых случаях этого не достаточно.
И боевое ПТСР относится к таким случаям..
Дело в том, что спонтанный, защитный вброс человека в глубокие контуры психики (чем и является птср), каждый раз в каждом пострадавшем будет иметь свою уникальную форму ИСС (изменённого состояния сознания), феномены патологической проявленности которой могут быть столь же вариативны, как и разность индивидуальной психической проявленности каждого из нас в ответ на острый (катастрофический) стресс.
Кстати, не только патологической. Под скорлупой птср может скрываться аварийная активация психических, интеллектуальных и физических ресурсов такого уровня, который в принципе не доступен человеку комфортного познания. Да, возможно очень дорогой ценой ускоренного сгорания жизненного "топлива".
В моих предыдущих статьях Военная психология: гипноз и боевой транс , Боевая травма: ПТСР Маги Военная психология. Женщина и Смерть Военная психология: Комбатанты, ПТСР и Танатотерапия были частично рассмотрены данные аспекты.
Я предлагаю посмотреть на проблему изнутри глазами человека личного опыта ПТСР, участника боевых действий. В простых словах - опыт ощущения тех состояний, вне теоретических паттернов понимания проблемы.
Очень большое значение в контексте реабилитации людей, прошедших через острый травматический опыт боевых действий будет иметь не только специализированная помощь им конкретно. Потребуется радикальная смена ныне сложившихся акцентов мирного времени, в семейной психотерапии и терапии отношений: сейчас главным приоритетом становятся акценты на выживаемость травмированных мужчин внутри семейного холона. Его интересы! Придётся значимо подвинуть женоцентрированные установки психотерапевтических интервенций при работе с близкими женщинами комбатантов. Весьма сложная задача. Но если эта смена не произойдёт, велика вероятность что "контрольный выстрел" раненые (физически и психически) воины могут получить у домашнего очага. ..
Однажды они, вернутся.
Очень скоро. Уже возвращаются.
Готовимся, Друзья! Работы будет много для всех.