Меню


Услуги

Телефон горячей линии

+7 (904) 360-36-82

Шаманские практики в психологии

Фотография: Шаманские практики в психологии

Многие психологи негативно относятся к эзотерике, ТАРО,  шаманизму и прочим практикам, уходящими своими корнями в древнейшие мистические учения. И это понятно: человек, получивший классическое академическое психологическое образование, скорее всего будет отстаивать позицию, что психология – это все же наука, причем серьезная и обоснованная. И любой микс с другими древними практиками, возможно чуть более мифическими, будет казаться сомнительным. Соглашусь, что в настоящее время можно столкнуться с шарлатанством, где психологией называют сетевой маркетинг и т.д. Но многие психологические практики, которые очень ценятся современниками, и которые давно доказали свою эффективность, берут свое начало из эзотерического опыта. В частности в этой статье речь пойдет о шаманских практиках.

Само слово «шаманизм» многих психологов отпугивает. Это что-то ненаучное, необъяснимое, страшное, связанное с наркотическими веществами (галлюциногенные грибы, аяхуаска), измененным состоянием сознания, неадекватным поведением (шаманы скачут в неистовых танцах у костра, приносят кровавые жертвы и т.д.) Казалось бы, как весь этот бред может быть связан с психологией?

Но связь есть. И не я первая описываю, как шаманские практики применяются в психологии. Например, Станислав Гроф – очень значимая фигура в психологии, психолог, психиатр, основатель трансперсональной психологии, работал с измененными состояниями сознания человека, изучал влияние психоделиков (в частности ЛСД), открывающих доступ к трансцендентному опыту, на сознание человека, изучал тему умирания, околосмертные состояния и многое другое. Все книги Станислава Грофа – удивительные, сильнейшие произведения, которые прочитываются не как профессиональная литература, а как живые книги о реальном глубочайшем опыте человека. «Где здесь связь с шаманизмом?» – спросите вы. Прямая. Это психоделики, те вещества, которые расширяют человеческое сознание. О их существовании знали древние шаманы и держали свои знания в секрете. Сегодня многие знания шаманов переданы в мир. Станислав Гроф подошел научно к изучению влиянию галлюциногенов на человека. Благодаря практическим исследованиям Грофа мир узнал о транперсональной психологии.

Сегодня современное общество запрещает использовать наркотические вещества. Поэтому люди додумались, как довести дыхательными практиками свое физическое состояние до состояния, похожее на то, что вызывают галлюциногены. Холотропное дыхание. В этой практике так же фигурирует имя Станислава Грофа. Далее, более мягкая методика: связное дыхание под названием ребефинг. Суть связного дыхания в том, что человек не делает пауз между вдохом и выдохом. Ведущий задает достаточно быстрый темп дыхания, кровь перенасыщается кислородом, и происходят интересные видения на заранее продуманный запрос. У меня был опыт таких погружений, связанный с проживанием жизни в утробе матери. Минус практики в том, что для многих такой темп дыхания достаточно сложен для выполнения. Поэтому в какой-то момент я просто теряла сознание и бесконтрольно уходила путешествовать в бессознательное.

Конечно, не один Гроф привнес знания шаманизма в психологию. Альберто Виллолдо, например, - психолог, медицинский антрополог профессионально занялся изучением шаманизма, на себе использовал различные ритуалы, в том числе изучал действие аяхуаски на человека. Написал несколько книг о своем опыте, описал некоторые практики, которые позволят обычному человеку в состоянии медитации заглянуть в вариант своего будущего. Сам он считает, что свои книги написал в будущем, а в текущей жизни просто вспомнил о том, что уже было в них написано.

Но не все шаманские практики связаны с употреблением наркотических веществ. В шаманизме существует достаточно известный обряд, который называется «Возвращение души». Считается, что в травматических ситуациях человек может потерять часть своей души. В древности такой человек приходил к шаману, и последний отправлялся на поиски утраченной части души в мир серых облаков. Чаще всего потерянная душа выглядела как обиженный маленький ребенок. Я думаю, что психологи узнали в этом ритуале всем известную психологическую практику: «принятие внутреннего ребенка». Сюда же относятся различные вариации, такие как: принятие внутреннего мужчины, принятие внутренней женщины, принятия разрозненных частей своего Я и т.д.

Далее, вспомним направление в психологии – символ драма или кататимно-имагинативная психотерапия. Другими словами, сновидения наяву. Часто используемый сюжет для работы со своими страхами – это встреча с животным, который должен выйти из чащи леса. Мне данная техника очень напоминает практику общения со своим животным силы, которая активно использовалась шаманами в своих ритуалах.

Можно и дальше проводить аналогии влияния древних шаманских техник на современную психологическую практику. Мне очень нравится то, что старинные ритуалы шаманизма в современном мире объяснены научным языком, и это по праву можно называть психологией. Разница в моем понимании между шаманом и психологом заключается в том, что шаман полностью берет на себя ответственность за исцеление человека. Психолог же эту ответственность разделяет между собой и клиентом. Психолог может предложить практику, дать инструмент, но внешнего красочного ритуала не будет, человек сам должен дойти до глубинных ответов. Психолог может отправить клиента в транс, может попросить нарисовать, рассказать и т.д., но важная работа будет в итоге проделана самим клиентом. В этом и разница между гадалками, которые предсказывают судьбу человеку, и психологом-тарологом, который «заставляет» клиента самого рассказать о себе по тем же картам ТАРО.

Мне кажется, что шаманские техники могут гармонично влиться в психологию, ведь это по сути уже произошло. Я в своей психологической практике использую знания, полученные на шаманских кругах, и они порой намного эффективней классических психологических методик. А грамотный подход к объяснению происходящего на сеансе, позволяет не отпугнуть клиента «сомнительными эзотерическими методиками», а, наоборот, привлечь нестандартным подходом в решении проблемы.  

Шаманские практики в психологии

Статья написана 16 февраля 2017 г. 
13 января 2024 г.
Регрессолог
Юлия. Психолог. Регрессолог. Специалист трансовых практик. Психосоматика (терапия психосоматических расстройств), Танатотерапия, Арт-терапия, Символдрама, Шаманская практика,

Комментарии

Поиск по сайту

Форма обратной связи

Вы можете написать нам на электронную почту или через эту форму


Подписаться на новости

Мы рассылаем новости, информацию об услугах, тарифах и специальных предложениях