Социальная психология. Природа насилия
Пролог
То, о чём будет сказано, в значимой степени касается психологии семейных отношений.
Будет соблазн привязать примеры к определённому гендеру: не надо.
Речь пойдёт о том, как ведёт себя человек (и мужчина и женщина), получающий не ограниченную власть над другим человеком.
И почему это происходит.
Ритм 0
В 1974 году, сербская художница Мария Абрамович в итальянском Неаполе провела на самой себе жёсткий социальный эксперимент.
Везде по разному пишут, какую цель преследовала художница, это в данном случае не так важно.
Собрав в специальном помещении заинтересованную аудиторию, она разместила на столе 72 объекта, которыми люди могли пользоваться как угодно. Некоторые из этих объектов могли доставлять удовольствие, тогда как другими можно было причинять боль. Среди них были ножницы, нож, хлыст и даже пистолет с одним патроном. Художница разрешила публике в течение шести часов манипулировать её телом и движениями.
Инструкции:
На столе 72 предмета, которые можно использовать на мне по желанию.
Производительность.
Я и есть объект.
В течение этого периода я беру на себя всю ответственность. Продолжительность: 6 часов (8 вечера – 2 часа ночи)
Всё начиналось скромно и даже эстетично: роза в руку, позы статуи. Однако, публика начинала входить во вкус. К концу этого опасного перфоманса, жизни Марии грозила реальная угроза, а здоровью уже был нанесён вред. Вот как сама она описала происходящее:
"Я узнала вот что ... если ты оставишь это на усмотрение зрителей, они могут убить тебя ... Я чувствовала себя по-настоящему изнасилованной: они разрезали мою одежду, воткнули шипы роз мне в живот, один человек приставил пистолет к моей голове, а другой отобрал его. Это создало агрессивную атмосферу. Ровно через 6 часов, как и планировалось, я встала и направился к аудитории. Все разбежались, чтобы избежать настоящей конфронтации"
Догвилль
В 2003 году Ларс фон Триер снял по сценарию Лорен Бэколл фильм "Догвилль"(Dogville)
Очень большая вероятность, что создатели картины были вдохновённы экспериментом Марии Абрамович, хотя о прямом обращение к этому опыту нигде не отмечено. Однако судьба беглянки Грэйс (Николь Кидман) в уютном городке Догвилль, населённом добродушными (сначала) жителями, по сюжету фильма, по сути была идентична истории отважного сербского экспериментатора.
Догвилль (букв. с англ. «Собачья деревня») Тут люди так же, поступенно, в незначительном временном отрезке, избавлялись от установок социальной морали в отношении глубоко зависимого и беззащитного человека. Текстовой сюжет фильма вот тут
Психология насилия
При всём понимании деструктивного влияния насилия на здоровье личности, попробуем просмотреть философский аспект вопроса.
Итак:
Этот могущественный древний рефлекс доминирует в человеке во время приёма пищи ("я-съедаю-хлеб-становлюсь-с-ним-Одно"), в сексе ("я-и-она-Одно"), растворяя дуальные категории друг в друге, единя их в Одно. Даже в убийстве: "убийца-проникает-жертву-растворяя-её-в-себе-становясь-с-ней-Одно"
То есть мы имеем дело с актуализацией мартидо-рефлексов.
О реализации Мартидо в контексте танатотерапии писал тут.
Социальные системы наоборот пестуют и поощряют дуалистические разности, цементируя их догматизмами условно рефлекторного импринтирования с младых ногтей: нормами морали в разных её модификациях. Это - нормальный процесс структурной организации социальной среды.
До тех пор пока эти догматизмы поддерживаются специальными искусственными условиями: законами.(если поддерживаются) Государственная монополия на насилие и т.д.
Но стоит им ослабнуть даже на незначительное время (как в случае с "ритмом 0" и "Догвиллем") на психологическую сцену личностного и общественного сознания во всей своей силе является Единящий Триггер Насилия.
Особенно он сложен для осознания и принятия в контексте семейных отношений. Учитывается ли он при работе психолога с проявлениями домашнего насилия? Мы пытаемся найти психологические причины в детско-родительских отношениях, проблемах социальной и личностной адаптации, её специфике.
Но без учёта глубинных фундаментальных стимулов насильственного поведения полнота осознания причины происходящего вряд ли возможна..
"Человек пытается съесть человека"(и метафорически и не только) по....Любви: По рефлекторному стремлению к единству с ним.
Понимание этого открывает нам новые методологические уровни вплетения в глубинные поведенческие паттерны.
Рефлекторные формы насильственного единения могут быть заменены практиками ритуального единения через техники интеграционной осознанности, живущих, например в методах трансперсональной и процессуальной психологии.
Но для этого придётся потеснить избыточно секулярный подход к психологической помощи)
Помнится у Юрия Мамлеева в рассказах где то деревенский дурачёк кормил демонов своей кровью. Просто по жалости. Жалко ему их был) И не умирал. А когда ведьма на него гадала -всё Пустая(Чёрная) Карта выпадала. Его уже Небыло..
Жалко, говорят -русская Любовь?)
Мои подборки по терапии Психосоматических расстройств
Мои подборки Психология и философия
Мои подборки Любовь и отношения