Суггестивная фоносемантика. Колыбельные
Колыбельное напевание мамы, умиротворяющая вокализация с ребёнком в руках или у детской кроватки.... Мы уже забыли, но почти каждый из нас пережил проникающее умиротворение материнского убаюкивания. В психотерапевтических методах возрастной регрессии очень действенны техники возвращения к ресурсам самых ранних младенческих переживаний. Но я сейчас не об этом. Просто пример с колыбельными лучше всего показывает принцип действия фоносемантических конструктов . Это совсем не про теорию Дж. Келли, а про то, как и из чего создаются некоторые очень действенные формы сугге́стии (лат. suggestio) — психологическое воздействие на сознание человека) Фоносемантический конструкт -это осознанное или спонтанное кодирование в музыкальную форму и или звуковые фразы психической реальности намерений, отдельных слов и логических построений человека. При спонтанной проявленности, о н может иметь огромный потенциал воздействия, так как рождается от импульсов из самых глубоких контуров психики в ответ на актуальные потребности человека, и их вибрации, исторгнутые оттуда, обращены в ту же глубину бессознательного реципиента, минуя аналитический аппарат Как в случае с колыбельными песнями. Это уж потом спонтанные вокализации оформились в песенный фольклор музыкальной культуры. Но начинались то они не с этого, а с некоего всплеска из Глубины. Послушайте их.. У них есть нечто общее. Если говорить об осознанном кодировании фоносемантического конструкта, то это пение (или музицирование) гипнотических и постгипнотических установок. В данном контексте можно вспомнить Сирен из древнегреческой мифологии, которые звуками своих песен усыпляли мореходов, лишая их жизни. В религиозной практике всех культур фоносемантические конструкты используются как главный инструмент религиозной суггестии. Пение псалмов, чтение мантр и молитв. Особо важно то, что смысловая, когнитивная часть феномена воздействия конструкта не является ведущей. Так называемые "погласицы" в мелодическом аспекте несут особую специфическую информацию. Например в христианской православной старообрядческой традиции есть очень интересное вкрапление "бессмысленных" слов даже с позиции старопечатных старославянских текстов, которые не имеют смыслового перевода, и несут исключительно суггестивную функцию фоносемантического конструкта. Да собственно любая песня в тои или иной мере несёт эту функцию. В практике консультации психолог при работе с клиентом должен уметь вплестись (отзеркалить) в музыкальную тональность и ритм речи человека. Если специалист мужчина с низким, а клиент женщина с высоким голосом, надо уметь чувствовать "октаву" этого процесса. Разумеется всё это не должно быть очень заметно клиенту.("передразнивания") Хорошо если у специалиста хороший музыкальный слух. Теперь о том, как создавать терапевтический фоносемантический конструкт.. Для кодирования лечебной музыки используем простой хроматический и диатонический кодировщик на русском языке.
Вот и всё) Можно использовать и более сложные кодировщики, учитывающие настройку на персональную тональность конкретного человека, используя его личные данные. Но об этом следующий раз. __________ Дорогие читатели! Поделитесь своим мнением на данную статью. Всегда важно слышать Ваше мнение и ценные замечания! |