Военная психология: Комбатанты, ПТСР и Танатотерапия
Работа с ПТСР (постравматическим стрессовым расстройством) в моей практике занимает особое, значимое место. Ооочень хорошо знаком с этой болезнью. И на опыте личного проживания и по историям многих моих клиентов, которым удалось помочь обуздать это опасное расстройство, последствия которого, увы, часто недооцениваются.
Хочу рассказать о некоторых моих личных наблюдениях о специфике проживания ПТСР комбатантами, людьми, прошедшими через боевые действия, некоторой особой, малоизвестных деталях этого проживания, сложностях при терапии, а так же новых её методах .
Итак:
Экспозиционный феномен
Очень часто человек, вернувшийся с войны с опытом личного участия в боевом насилии, имеющий кроме ПТСР, контузии, множество ранений, подчас очень опасных, но пока не препятствующих относительно свободному передвижению, вновь стремится попасть в те же условия, при которых был травмирован. При этом часто игнорируется факт его очевидной недееспособности для подобных условий.
В своей практике я называю такое поведение как:
То есть человек как бы самостоятельно стремится осуществить над собой экспозиционную самотерапию, повторно оказавшись внутри сильных травматических событий как эксперт по выживанию, с позиции победителя смерти. Этот феномен очень сильно препятствует психотерапии данного расстройства: по сути психотерапевту надо убедить человека получить ту же экспозиционную терапию в мирных, по настоящему безопасных условиях. Тут появляется ещё одна проблема:
Феномен Посвящённого:
проблема раппорта
Агент Купер побывал в "красной комнате", и вроде вернулся тем же. Внешне..А сущностно стал совершенно другим существом. Бобом.
Человек, прошедший через опыт смерти обязательно оказывается в изменённом состоянии сознания (ИСС) В зависимости от личностных качеств, он может быть более или менне коммуникативен со специалистом, но сам факт пребывания в ИСС помещает комбатанта в особое восприятие действительности, которое может быть чуждо тому, кто не пережил подобное. " Вам не понять...", " Это не объяснишь не опишешь..."
И правда, аналогия с мандалой из тантрического буддизма имеет свой смысл. Проблема в том, что специалист, чуждый опыта проживания ПТСР, работая исключительно по фиксированным протоколам, просто не установит должные доверительные связи с больным (раппорт)
Есть ещё одна аналогия, в контексте мандалы:
Тория мандалы: Алкогольный делирий (белая горячка) и ПТСР
Казалось бы что тут общего? Однако осложнение обоих расстройств запускается механизмом абстиненцией , радикальной отменой тех деструктивных раздражителей, которые привели человека к патологическому состоянию.
Многие специалисты работают с тяжёлой алкогольной аддикцией и её тяжёлыми последствиями, но самые значимые результаты получают специалисты прошедшие лично через опыт исцеления от этой зависимости. Есть зарубежный пример привлечения таких специалистов в специализированные клиники по лечению алкогольной и наркотической зависимости. Вот именно так! Там работают бывшие наркоманы и алкоголики..
И это правильно, в контексте теории мандал. Если чётко осознавать, что люди страдающие алко и наркозависимостью и комбатанты носители ПТСР - это люди пребывающие в особом состоянии сознания, по сути на других, отличных от обычного, "нормального", человека, контурах психики, можно будет значимо скорректировать методы лечения, опираясь на более гибкие инструменты терапии. Например, принятая для работы с ПТСР, КПТ(Когнитивно поведенческая терапия) осложняется именно этим: корректировать убеждения человека, живущего, по сути на иной частоте когниции, нежели специалист, может быть, мягко говоря, затруднительно..
Комбатанты: Танатотерапия
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю…
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю! ( Владимир Высоцкий "Кони привередливые")
Помним про настойчивое стремление комбатанта к месту травматического опыта.
Этот феномен - главное отличие переживания ПТСР человеком с воины и мирного времени: ибо "мирный" носитель расстройства будет чаще избегать травматической ситуации. Это - один из симптомов птср. Комбатант -зачастую, нет!
Мы имеем дело с актуализацией танатической лебидозности, того самого "гибельного восторга", очень хорошо маскирующегося в социально приемлемые формы.
Именно поэтому, с учётом вышеописанных особенностей, комбатанту можно предложить ту форму приемлемого танатоса, который сможет заслонить собой его горячую, боевую форму.
Заработал – трать, мы живём, чтобы умирать
Живём умирать, живём умирать..........................................................
Мой выбор сделан давно и нет смысла перевыбирать
Мне сказал самурай в партаках "мы живём, чтобы умирать"..........................................................................................................
Мы умираем, чтобы родиться вновь, опять и опять
Опять и опять, опять и опять, но мы живём, чтобы умирать
Такова игра, не повернуть время вспять
Умираем, чтобы родиться вновь, но живём, чтобы умирать
Мы умираем, чтобы родиться вновь, опять и опять
Опять и опять, опять и опять, но мы живём, чтобы умирать
Такова игра, не повернуть время вспять
Умираем, чтобы родиться вновь, но живём...
Общество должно быть готово к встрече с особыми людьми - людьми запредельного опыта... И от умения им помочь, принять и понять во многом будет зависеть наша жизнь. Это касается всех. Не только специалистов.
Но нас - особенно!
Мои подборки по терапии Психосоматических расстройств
Мои подборки Психология и философия