Меню


Услуги

Телефон горячей линии

+7 (904) 360-36-82

Психология музыки.Фоносемантика и суггестия

Фотография: Психология музыки.Фоносемантика и суггестия

Сегодня слушая, Арию "Vide cor Meum"  ирландского композитора Патрика Кэссиди возникло ощущение чего то необычного,связанного с этим произведением.

Просмотрев партитуру и текст композиции бросилась в глаза некоторая нематематичность,спонтанность музыкальной формы,а текст,и в оригинале и,тем более,в переводе, представлял из себя набор эмоциональных слов-фонем,объятых фразами  исполнителей:Даниэль де Низе(сопрано)Бруно Лаццаретти(тенор)и хора оркестра Libera - Lyndhurst под управлением дирижёра Гэвина Гринуэя

Как говорят,в этой арии поются некоторые отрывки из Vita Nova, предположительнособранные без грамматической или синтаксической последовательности. Результатом этой техники фактически является неоднородная, но гармоничная композиция; его тексты позволяют слушателю стать участником необычного события - внутреннего сна и неземного диалога, в котором участвуют Данте Алигьери (на флорентийском диалекте) и Бог (на латыни); Аморе, Беатрис и сердце Данте - главная тема. 

Мы знаем,что суггестивные формы некоторых древних заклинаний носили характер группы фонем произносимых в определённом ритме,"абракадабры" беспрепятственно вскрывающей бессознательное человека,программируя его.Поэтому смысловой материал,обращённый к сознанию далеко не самая большая сила.Звук и ритм куда быстрее проникают во внутренние чертоги подсознания,говоря на языке чистых эмоций и вибраций тела.

Слушая Vide Cor Meum у меня возник интерес провести фоносемантический анализ текста либретто.

Фоносемантика утверждает, что одна и та же мысль, выраженная по-разному, производит на читателя или слушателя разное впечатление. По её законам выходит, что язык имеет не только смысловую составляющую, но искрытые фонетические импульсы воздействия. А там, где есть возможность скрыто влиять на человека всегда есть знающий,кто этим пользуется..

Фоносемантика – сравнительно новое направление в лингвистике. В 1952 году американец Осгуд в своей работе отметил, что на дебатах выигрывает политик, который использует особую мелодику речи. Наши ученые пошли дальше. А.П. Журавлев в своей книге «Звук и смысл» уже в 1981 году приводит пример – слово "чайка" ассоциируется у респондентов с характеристиками «быстрый и подвижный», а клещ со страшными и низменными образами. Всего академик выделил 25 пар характеристик, способных описать влияние звука на подсознание.

Но это только мелодика слов.А когда она соединена с музыкальной формой,и гармонично вплетена в её ритмический рисунок?Это очень большая сила!

И вот что получилось по анализу текста арии:






15 января 2022 г.
Психосоматолог
Аркадий .Психосоматолог. Гипнолог. Арт - терапевт

Комментарии

Поиск по сайту

Форма обратной связи

Вы можете написать нам на электронную почту или через эту форму


Подписаться на новости

Мы рассылаем новости, информацию об услугах, тарифах и специальных предложениях