СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ТРИАНГУЛЯЦИЯ
Триангуляция(треугольник) – это вовлечение в отношения супругов третьего лица(члена семьи, психолога и тд.) в момент, когда нарастание тревоги свидетельствует о возможности проявления и/или осознания конфликта в паре или перехода его в неуправляемую форму (Мюррей Боуэн)Триангуляция позволяет стабилизировать эмоциональное состояние человека путем его обращения к третьему лицу, поддержать семейную систему, отрегулировать дистанции между членами семейной системы.
Однако в этой статье мы посмотрим на некоторые проблемные аспекты проявления триангуляции.В частности на проблемы проявления её при участие психолога или психотерапевта в разрешении семейного конфликта.
В семейной терапии существует несколько объяснений поведенческих расстройств, среди них не последнее место занимают патологические треугольники. Наиболее ясно это выглядит в теории Боуэна. Он объяснил, как, когда два человека конфликтуют, один из них, испытывающий наибольшее беспокойство, вовлечет третьего. И теперь не редко этим третьим может стать психолог. И это служит предостережением для специалиста.
Пока терапевт остается привязанным к одной стороне в эмоциональном конфликте, он или она являются частью проблемы, а не частью решения.
Дело в том, что психолог вполне может иметь свои личностные проблемы. Даже регулярная супервизия не может охватить весь спектр состояний, индукция которых, в процессе работы с клиентами, может войти в резонанс с внутренним содержанием специалиста.
Бессознательное очень не охотно поддаётся окультуриванию. А ведь есть ещё и архетипический уровень, могущественно влияющий на нас. Например полученная от далёких предков, поведенческая модель женской солидарности, когда жизненно необходимо было сгруппироваться возле очага, давая отпор возможным хищникам, пока мужчины охотились и были от них далеки, и соответственно не могли их защитить. Этот архетипический паттерн зафиксирован в народной пословице: "Женщины и вороны нападают стаями".
Такие прошивки сидят очень глубоко и практически не поддаются окультуриванию. И они включаются в том числе и тогда, когда к женщине-психологу приходит клиентка с жалобой на своего мужа, или босса. Образование, профессионализм могут в известной мере повлиять. Но в какой мере?
Всякий раз, когда мы слышим одну сторону несчастливой истории, естественно, что мы сочувствуем рассказчику. Если подруга говорит, что ее босс негодяй, ваше сочувствие автоматически оказывается на ее стороне.
Но опыт подсказывает, что у каждой истории есть две стороны. Но если вы импульсивно выказываете солидарность с тем, кто рассказывает вам о неприятностях, то у вас появляется соблазн отыскать негодяев. Профессионалом этот соблазн далеко не чужд! Одна из причин, по которой семейные проблемы приписываются самым простым явлениям — мужчины, расизм, матери, — заключается в следующем: трудно понять, работая с отдельными личностями и даже зная их отношение к действительности, что происходит в их семьях, если не видеть всю группу и их интеракции.
Вот почему и была придумана семейная психотерапия.