Военная психология. Ловушка Ларса Порсены
Ассоциативная переменная Например, мы предполагаем, что он она они хотят "малинового варения". И все опыты на мышах, собаках, голубях, отдельных людях, и даже отдельных социальных группах говорит, что надо сделать "так", и он она они таки захотят малинового варения. Научно доказано. Работает. И вдруг раз! и он она они вместо, долгосрочно прогнозируемого и планируемого в определённое время в определённом месте, запроса на "малиновое варение" суют руку в жаровню.
Индивидуальный, групповой опыт обеспечивает ту самую проблему экспериментального планирования. Обращение к специфической компоненте опыта, пережитого личностью или группой, формирует ту самую ассоциативную переменную. Для Муция Сцевола предательство, как результат (R) жестокой манипуляции над его телом посредством пытки (S) внутри его личностного и группового социокультурного и религиозного опыта ассоциировалось с участью худшей чем смерть (АП). Мог ли царь Ларс Порсена спрогнозировать такое поведение Муция? Наверное мог бы. Социальная психология. Психология религиозно мистического опыта. Этнопсихология и пр. вроде бы достаточно инструментов для качественного прогноза и планирования. И всё же значимая доля спонтанности будет ещё долго царить в области управления как раз благодаря влиянию ассоциативной переменной и колоссальному количеству непредсказуемых вариантов коллективного, индивидуального и видового опыта. И их синтеза. Собственно работа с памятью, как носительницей индивидуального, коллективного и видового опыта имеет особую значимость в управленческой практике. Например трансформация определённых исторических и культурных установок в процессе обучения детей. "Переписывание истории". Впрочем на глубоко импринтированные, отдельные паттерны поведения, например вшитые в процессе жёсткого выживания личности или группы, такая образовательная дрессура может и не сработать. Большее значение в управленческом процессе имеет достоверная идентификация доминантной мотивации личности и группы, в контексте теории функциональных систем П.К.Анохина.
Если бы он ещё учёл, что функциональные фазы поведения Муция (по Анохину) будут развиваться не линейно, последовательно, а мгновенно, одновременно разворачиваясь из центра его доминантной мотивации, то скорее всего и не начинал свой радикальный процесс дознания. Но о ценностях на которых формируется Ловушка Ларса Порсены Ловушка Ларса Порсены: иерархический элитаризм, как феномен психологического сепаратизма, препятствующего естественной межличностной интеграции, развитию общественно ценных качеств личности, и блокирующий широкий доступ к полноте и глубине эксклюзивных знаний, как .богатству коллективного опыта, и, как следствие потеря способности идентифицировать в процессе иерархического обесценивания индивидов, феномены их спонтанной компетентности, что приводит к дискредитация управленческого потенциала. Просто процитирую фрагмент концепции из статьи теоретика современного элитаризма:
Психологическая проблема дуализма заключается в невозможности установить целостное равновесие между крайними положениями бинарного маятника. С каким бы психологическим феноменом мы не имели дело. Если в ментальном поле личности отсутствует стабилизирующий Центр, как основная Цель Целостности. Да. Если поставить ведро кипятка и ведро со льдом в стабильную естественную среду, они неминуемо придут в своё естественное состояние: кипяток остынет до температуры стабильной среды.Лёд растает до того же состояния. (Энтропия. 2 начало Термодинамики. Клаузис. 1876) Так Природа работает с дуалистическими феноменами. И на поддержание исключительной актуальности дуалистических параметров(+/-) нужна специальная энергия. В этом случае (+) питается (-) и наоборот, "и вечный бой" обеспечен на века. Пока природа сама не стабилизирует эту бинарную болтанку. Но если принцип равновесия Центра находится в основе идеологии, как фундамент общества в целом, и отдельной личности в частности, это создаст естественную гармонию Природы и человечества, при которой полярные феномены перестанут быть неестественно опорными. Курт Ца́дек Леви́н, немецкий и американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие, полагал, что существует состояние равновесия между человеком и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность, которая побуждает к определенным изменениям, ведущим к восстановлению баланса. Проще говоря, Человек-это сложная система, которая стремится к равновесию. Которое и является Целостностью в собственном смысле слова ___________________________ Дорогие читатели! Поделитесь своим мнением на данную статью. Всегда важно слышать Ваше мнение и ценные замечания! |