Унесённые призраками Безликий, речной дух, Хаку
Это вторая часть разбора тайных смыслов, заложенных Хаяо Миядзаки в культовый мультфильм «Унесённые призраками». В первой статье мы проследили, как обычная девочка Тихиро и её родители попадают в мир духов, разобрали фольклорные отсылки в сценах с тоннелем и «превращением в свиней», а также затронули важнейшую тему — кражу имени как метафору потери идентичности.
Теперь мы переходим к самой сердцевине истории — испытаниям, через которые должна пройти Тихиро, чтобы спасти себя и родителей. Как работа в банном доме связана с взрослением? Почему Юбаба и Камадзи — две стороны одной медали? И главное — как в этих странных сценах Миядзаки показывает нам путь обретения себя?»
Во время общения с дедом Камадзи, а также с ведьмой Юбабой и в других небольших сценах мы видим своеобразные испытания, где героиня Тихиро демонстрирует свою особенность. Все персонажи замечают это её отличие.
Большинством здесь являются Сажа - безликая масса, не имеющая собственного мнения. Но появляется нечто уникальное — осознанное, имеющее свою волю и намерение. Среди обслуживающего персонала купальни Абура-я девочка остаётся индивидуальностью. Она не растворяется в рутине, а идёт своим путём.
В диалоге с Юбабой она проявляет свою суть — упрямство, дух и чёткое намерение. Именно поэтому она не становится очередной "Сажей" у Камадзи или одним из слуг в купальнях. Она продолжает следовать своему пути, сохраняя осознанность и преодолевая страх.
Для нас это важный урок: именно эти качества позволяют не стать частью безликой массы.
В этом — гениальность Миядзаки. Его героиня не «крутая» — она обычная девочка, которая просто делает следующий шаг, потому что другого пути нет.
Девочку накрывает апатия в спальне персонала, она плачет, но засыпает (сон лечит от дурных мыслей), после чего Хаку приходит за ней, чтобы показать родителей. По пути к мосту Миядзаки демонстрирует её возросшую уверенность — например, в сцене с обувью у Камадзи. Надевая ботинок, она стучит носком по полу, приводя его в удобное положение. Этот маленький эпизод символизирует её заботу о себе — важный шаг в взрослении.
На мосту Тихиро встречает Безликого. Это не конкретный дух из мифологии, а собирательный образ алчности, жажды наживы и пустого накопительства. В некотором роде он становится её главным испытанием — ведь именно такие черты погубили её родителей.
Безликий — не просто жадный демон. Это воплощение ненасытности, пустоты, которая пытается заполнить себя золотом, вниманием, едой. Он сжирает всё на пути, но остаётся голодным.
В некотором роде этот дух символизирует противника Тихиро в этом мире, которого она должна победить, усмирить и приспособить для того, чтобы пройти испытания и победить этого же самого демона в тех чертах характера, которые были у её родителей. Это метафорическая параллель. Родители объедались и попались на удочку, которая, в общем-то, и создала подобного рода демонов, жаждущих наживы, обжорства и прочего. Куются параллели таинственные и загадочные.
Важным аспектом в этом и другом мире является имя. Ровно так же, как и во время отпевания просят не фамилию и отчество, а именно имя, которым был наречён прибывший в эту жизнь. Пока это имя живо, пока жива память о нём, существо, дух или душа подкрепляются молитвами и памятью о нём. То же самое мы наблюдаем и в мультфильме «Унесённые призраками», когда Хаку рекомендует Тихиро запомнить своё имя и хранить школьную открытку с этим именем. Это делается с целью вспомнить имя и найти дорогу домой. В обратном случае, забыв это имя, найти дорогу домой невозможно.
Ещё немного о демоне, появившемся на мосту. В некотором роде это испытание для девочки. Этот демон, условно говоря, порабощает её родителей. Наши дети встречаются с нашими пороками в течение своей жизни, и этот демон метафорически представлен девочке Тихиро, чтобы она лично с ним встретилась и смогла его побороть. Он предлагает ей много золота и прочего, а также табличек, которые являются валютой в этом мире - в мире купален. Она отказывается от этого, потому что понимает, что станет зависима от него. Тем самым она вступает в противоборство с этим демоном. Он пытается её нагнать, и она чувствует определённую угрозу, потому что он пожирает всех на своём пути. Но она справляется с ним, преодолевая и это испытание. Ровно как и нашим детям предстоит преодолеть испытания в жизни, встретившись с теми пороками и демонами, которых мы не сумели преодолеть в себе. Об этом символизируют исследования и разного рода экспертные данные, касающиеся семейных сценариев.
Девочка впускает демона, оставляя открытые ставни. Она проявляет доброту к нему, и в итоге он пытается соблазнить её, предлагая золото и таблички. Здесь проводится давняя параллель между выбором пути. Человек добрый и отзывчивый идёт по своему пути, хоть и с некоторыми трудностями, но тем не менее далеко. Его пытаются соблазнить люди, имеющие богатство. В итоге этот человек, как правило, не получает богатства, но и сбивается с пути. Ему важно удержаться от постоянно предлагаемых ему материальных благ или от иллюзий этих материальных благ. Только лишь доброта и смелость дают возможность определённому роду людей двигаться по жизненному пути.
В данной метафоре Миядзаки показывает, что демон пытается соблазнить девочку материальными благами, которые позволят ей чуть ли не доминировать над всеми купальнями и над всем социальным слоем этого заведения. Тем не менее, она продолжает оставаться честной перед собой, и появляется следующий демон — демон, воплощающий в себе, наоборот, кучу зловония и грязи. Как же она поступит по отношению к нему?
И вот девочка встречается с грязным духом и берётся за работу, которую все вокруг чураются и гнушаются - работу, от которой буквально отвернулся бы любой. Злая колдунья Юбаба смеётся над девочкой. Тем не менее, девочка берётся за грязную работу и высвобождает доброго духа (Дух Помоек оказался на самом деле Хозяином Рек, который был настолько загрязнён человеческим мусором, что самостоятельно он не мог от него избавится.), который даёт ей новые возможности в виде небольшого шарика, позволяющего ей справиться с дальнейшими обстоятельствами.
О чём говорит эта метафора? О том, что в некотором роде те жизненные проблемы, на которые закрывают глаза большинство, на которые закрывает глаза серая масса, и она же сама себя упрекает в том, что пытается эти проблемы решить и заглянуть в них, боясь их. Эти же самые проблемы разрешает человек смелый, не обременённый всеми этими рассуждениями и должествованиями, и получает взамен ту способность, ту награду, которая позволяет ему пройти ещё дальше по жизненному пути.
Этот демон грязи оказывается знаменитым хозяином рек. Тут я, как говорится, ставлю маркер. Чем-то он схож с тем самым Хаку (хранитель реки Кохакугава в человеческом облике) - с тем самым комендантом, который в данном случае отсутствует, но появляется этот грязный Хозяином Рек.
После того, как дух Рек освобождён и излечён, злая ведьма Юбаба преследует Хаку. Он ей больше не пригодится, как понимает героиня мультфильма из подслушанных слов. Израненный дракон прилетает и на грани жизни и смерти пребывает в одном из помещений купален. Здесь мы отсылаемся к самому началу этой истории, когда Хаку встречает Тихиро и будто бы знает её до этого, помнит её имя. Вероятно, он чувствует возможность быть исцелённым и спасённым, вырученным из этого мира. В некотором роде его идея удаётся. Но как он связан с исцелением духа Рек?
Возникает ощущение, что Хаку отсутствует в мире людей и не выполняет свои функции, не является хранителем реки, он пленник Юбабы. Однако появляется Хозяином Рек, которого исцеляет девочка, освобождая его от мусора, грязи и прочих человеческих отходов.
Вскользь сестра Юбабы упоминает о том, что это Хаку-дракон, мальчишка, который пожелал стать волшебником и обратился к ведьме. Он подписал с ней контракт или вступил в отношения, договором которых явилось следование инструкциям и выполнение приказов от этой самой Юбабы. В какой-то момент, вероятно, он понял, что попал в ловушку и не знал, как выбраться, и увидел эту девочку как возможность выпутаться из той ситуации, в которую повергли его соглашения с Юбабой. Для него, по большому счёту, это был единственный выход.
Дракон всё-таки падает в бездну, и девочка вместе с ним. В какой-то момент, хватая его за рога, она вспоминает. Другими словами, Миядзаки передаёт её воспоминания. Эти воспоминания — это флешбек, когда она вдруг оказывается где-то под водой. Что-то происходит, кто-то под этой водой кого-то спасает. Она вспоминает этот эпизод, будто бы давно забытую встречу с кем-то или чем-то. И она там в другом образе. Если я не ошибаюсь, волосы у неё распущены, и причёска каре.
Тихиро скармливает волшебный пирожок, полученный от повелителя рек, раненому дракону. Напомню, что раненым драконом и является Хаку.
Хранитель реки ест целебный пирожок, подаренный Хозяевам реки.
В процессе моих рассуждений и повествований вы можете задаться вопросом, какого рода это рассуждение. С одной стороны, это духовно-мистические размышления, с точки зрения психологии — экзистенциальный анализ. Экзистенциальный анализ говорит о жизни человека как о некотором пути и о препятствиях, которые превращаются в силу. Четыре основных препятствия на пути человека с точки зрения экзистенциальной психологии — это смерть, ответственность, одиночество и свобода. На слух и на первый взгляд они воспринимаются как опасности или печальные содержания, но проработав каждое из них, человек устремляется в свою бесконечность, где находит себя и те жизненные призы, о которых он даже не мог и помыслить. Всё, что он хотел до этого, находилось в области его знаний, в области прошлого. Преодолев это, человек получает то, о чём он не мог даже и помыслить. Это экзистенциальный психоанализ, и я, Александр Родин, на данный момент провожу анализ мультфильма Миядзаки «Унесённые призраками». Идём дальше.
В дальнейшем Тихиро вспоминает, что когда-то в детстве она упала в речку, и также она вспоминает, что эта речка была засыпана, и на этом месте были построены дома. Она называет имя этой речки — Кохакугава — и говорит дракону Хаку, что истинное его имя таково.
Какой вывод можно сделать из всех моих рассуждений и анализа?
Девочка, следуя за своими родителями, попадает в другой мир, в мир духов. Родители становятся его пленниками, а она в ловушке. Там же она встречает духа, который вспоминает её. Он спасает её, спасая её имя и её память. Она исцеляет духа всех рек. И множество таинственных параллелей чуть-чуть приоткрывают нам свои тайны. Через череду испытаний — алчность, обжорство, жажду признания — Тихиро обретает подлинную свободу. И теперь, когда её душа очищена, а имя возвращено, она получает возможность вывести родителей из этого призрачного мира.
Судьбы многих людей, которых мне приходилось разглядывать на терапевтических сессиях, связаны с их родителями. Дети помнят ошибки родителей и всячески пытаются решить их в своей жизни, рассматривая их под разными углами. Родители стараются, чтобы их дети были лучше, чем они сами, но тем не менее передают по наследству те задачи, которые не смогли решить в своей жизни, на что побоялись взглянуть прямо. Мы тесно связаны с нашими родителями и наши судьбы очень плотно переплетаются. Мы можем полагать, что значительно дальше ушли, чем наши родители, но на каком-то этапе жизни мы встретим новое обстоятельство, которое было обстоятельством в течение жизни и наших родителей. И, вспоминая опыт наших родителей, мы порой не можем решить эту ситуацию.
Сначала мы поступаем так же, как и наши родители, потому что только так мы и умеем поступать. Это в наших генах, в нашей крови и в нашем сознании. Но затем мы учимся поступать иначе — либо в соответствии с нашим внутренним кодексом и желанием, либо в соответствии с каким-то новым знанием, которое приобретаем на очередном этапе жизни. И тогда у нас появляется возможность освободить русло реки и выйти из семейного сценария, который обременял предыдущие поколения. В некотором роде одна из смысловых параллелей мультфильма «Унесённые призраками» именно в этом: как ребёнок становится несколько иным, отличным от своих родителей, выбирает свой путь и тем самым поправляет жизни и судьбы своих родителей.
На этом всё, друзья. Желаю вам крепкого здоровья, силы духа, открытости, смелости и спокойствия.
Психолог экзистенциального направления Александр Родин,
город Ростов-на-Дону. 89885420453
Приглашаю вас в аудиопутешествие:
Мой голос проведёт вас по Пути Сантьяго — это не просто аудиокнига, а живая история шаг за шагом, дыхание за дыханием.
А в подкастах мы исследуем: - https://t.me/b17RND
Это разговор не «о», а «из» — из глубины опыта, из сердца событий.
Александр Родин, автор статей, психолог +79885420453